Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гончаров И.А.

Биография и творчество Гончарова И.А.

  • Статья
  • Еще по теме

Иван Александрович Гончаров — прозаик, критик. Родился 6(18) июня 1812 года в Симбирске. Отец писателя, Александр Иванович, был состоятельным купцом, неоднократно избирался городским головой. Когда мальчику было 7 лет, отец скончался. Детей воспитывала мать, Авдотья Матвеевна, и бывший морской офицер Николай Николаевич Трегубов. Это был хорошо образованный человек, знакомый с некоторыми декабристами. Трегубов передал мальчику свою любовь к морю.

Первоначальное образование Гончаров получил в частном пансионе священника Ф. С. Троицкого. Здесь он много читал, изучил французский и немецкий языки. Продолжил образование будущий писатель в Московском коммерческом училище, куда поступил в 1822 году. Уровень преподавания в этом учебном заведении был невысоким, и Гончаров занимался активным самообразованием. В 1831 году Гончаров уходит из училища и поступает в Московский университет на филологическое (словесное) отделение. Здесь он увлекался вопросами теории и истории литературы, изобразительных искусств, архитектуры. В университете Гончаров присутствовал на выступлении Пушкина. Поэт дискутировал с профессором М. Т. Каченовским по вопросу подлинности «Слова о полку Игореве». Это выступление произвело на Гончарова очень большое впечатление.

Во время учебы в университете Гончаров начал писать. В 1834 году, после окончания университета, он поступает на службу в канцелярию симбирского губернатора. В 1835 году Гончаров переезжает в Петербург и служит переводчиком в министерстве финансов. Все это время он не перестает писать. В Петербурге Гончаров дружит с одаренной семьей Майковых и часто бывает на их литературных приемах, где встречается с И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским, Д. В. Григоровичем. Майковы выпускали рукописный журнал «Подснежник», где Гончаров публикует свои сочинения. Эти произведения были полны наивно-романтических подражательных восторгов. Но период увлечения романтизмом у Гончарова длился недолго.

В 1838 году писатель публикует в «Подснежнике» свое первое антиромантическое произведение — повесть «Лихая болезнь». В этом произведении восторженные мечтания противопоставляются реальной жизни. В 1839 году в рукописном альманахе «Лунные ночи» он публикует повесть «Счастливая ошибка», в котором сделан психологический анализ поведения героев в конкретной ситуации.

В 1842 году Гончаров пишет ряд очерков, созданных под влиянием творчества Гоголя, — «Иван Савич Поджабрин». Но настоящую известность писателю приносит роман «Обыкновенная история» (1847), опубликованный в «Современнике».

Это произведение заметил и одобрил В. Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года». В этом романе писатель развенчивает мировоззрение героя, приверженного к абстрактным, романтическим мечтам. Основной смысл «Обыкновенной истории» в разоблачении и осуждении не только пустой романтики, но и ничтожной чиновничье-коммерческой деловитости. Писатель осуждает жизнь, наполненную только корыстными интересами, далекую от идеалов и служения обществу. Именно это привлекло в произведении лидеров демократического направления в литературе.

В это же время, в 40-х годах, Гончаров начинает работу над романом «Обломов».

В 1852 году Иван Александрович едет в кругосветное путешествие на военном корабле, которое длилось два года. Во время путешествия он пишет двухтомные путевые очерки «Фрегат «Паллада». 25 февраля 1855 года писатель возвращается в Петербург. Его дневники раскрывают Гончарова как наблюдательного писателя и публициста.

Очерки «Фрегат Паллада» не идеализируют жизнь в далеких уголках земли. Автор иронично отзывается о деятельности европейцев на востоке. Гончаров отметил обезличивание человека в промышленно развитой Англии. Описания в очерках полны лирического чувства, прекрасными сравнениями с далекой и родной Россией. Очерки были хорошо приняты читателями и критикой. Добролюбов писал, что в них слышится голос эпического романиста.

В 1859 году писатель публикует роман «Обломов» в журнале «Отечественные записки». Этот роман стал вершиной творчества Гончарова. Критик Писарев после выхода романа написал, что этот роман «по всей вероятности, составит эпоху в истории русской литературы», он предсказывал нарицательный смысл показанным там характерам. Вскоре после выхода романа Н. А. Добролюбов посвятил ему статью «Что такое обломовщина?», с оценками которой был полностью согласен автор. В судьбе погибающего от праздности Обломова Добролюбов увидел символ развала существующего строя, а в Ольге Ильинской больше, чем в Штольце, критик нашел преобразующую силу. Был и другой взгляд на роман. По мнению славянофилов, образ Обломова можно было считать утверждением национального типа, испорченного доктринерством. Критики отмечали поэтичность, которой наполнены страницы, посвященные укладу жизни Обломова, а вот описание деятельности активных людей сделано схематично.

Положительные, но схематично представленные герои проигрывают в романе отрицательному, но наполненному жизнью образу Обломова. «Голубиная душа» Обломова не принимает мир бездуховной активности, чуждый ему мир буржуазного «дела», хищничества и подлости. Но вместе с тем, душа его оказывается враждебной жизни стихией. В этом противопоставлении — бессмертие трагического образа Обломова.

С 1855 года Гончаров служит цензором. В этот период смягчения правительственного контроля над литературой ему удалось многое сделать для русской словесности. Гончаров, несмотря на недовольство своего начальства, помог опубликовать некоторые произведения Тургенева, Некрасова, Писемского, Достоевского. С 1860 года давление цензуры на литературу увеличилось, и Гончаров подал в отставку. Он становится редактором официальной газеты «Северная почта» и поддерживает правительство после реформы 1861 года. С 1863 года он служит членом Совета по делам книгопечатания, а с 1865 года является членом Главного управления по делам печати. В 1867 году Гончаров уходит из цензурного департамента. Все это время он работает над романом «Обрыв» (1869). Продолжая и после «Обломова» изучать психологию русского дворянства, Гончаров в этом романе показал, что обломовщина жива. «Обрыв» представил нам новый вариант обломовщины в образе главного героя — Бориса Райского. Это романтический, одаренный человек, но обломовская пассивность делает закономерной бесплодность его духовных усилий.

Критика встретила этот роман Гончарова неодобрительно. Салтыков-Щедрин в статье «Уличная философия» (Отечественные записки, 1869, № 6) сравнил «Обрыв» с «Обломовым». Он подчеркнул, что в романе «Обломов» отражены идеи лучших людей того времени (сороковых годов), имея в виду Белинского. В «Обрыве» же автор статьи не увидел в персонажах настоящей жизни, у них только «колеблющиеся шаги» людей, идущих «наугад», тех, чьи действия «без начала и без конца». В образе Волохова Салтыков-Щедрин высмеял «бытовой нигилизм», через призму которого автор пытался осудить молодое поколение.

Несмотря на столь резкую критику, роман был хорошо встречен читателями. Но он оказался последним большим произведением в творчестве Гончарова. Замысел четвертого романа, посвященного эпохе 70-х годов, остался неосуществленным.

В 1872 году Гончаров пишет критическую статью «Мильон терзаний», до сих пор остающуюся классической работой о комедии Грибоедова «Горе от ума».

Через два года Гончаров пишет «Заметки о личности Белинского». В семидесятые годы увидели свет театральные и публицистические заметки, статья «Гамлет», очерк «Литературный вечер», даже газетные фельетоны. В 1879 году автор пишет большую критическую работу о своем творчестве «Лучше поздно, чем никогда».

В 80-х годах опубликовано первое собрание сочинений Гончарова. Писатель много работает, но перед своей кончиной он сжег все написанное в последние годы.

В своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности, не прибегая к исключительным сюжетным поворотам. Ему удалось увидеть в обыденности жизни, в удивляющей медлительности ее течения внутреннюю напряженность и динамизм.

Его романы призывают к активной деятельности, служению большим общественным идеям: освобождению от социального рабства, гуманности и высокой духовности.

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. - Мн.: Современный литератор, 2002

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2060