Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия ("Тарас Бульба")

  • Статья
  • Еще по теме

Старший сын Тараса, Остап — суровый воин, обладающий большим мужеством, выдержкой, хладнокровием, сдержанностью. Вызывают искреннее восхищение воинская доблесть, самообладание Остапа, его несгибаемая стойкость, гордое презрение к врагу. Не случайно двадцатидвухлетнего юношу удостаивают чести быть избранным атаманом умудрённые жизненным опытом, закалённые в боях запорожцы. Следует обратить внимание на такие эпизоды, помогающие понять суть характера Остапа, как: 1) обучение в бурсе; 2) встреча и прощание с матерью; 3) казнь Остапа.

Образ младшего сына Тараса, Андрия, очень неоднозначен. Он, как и его отец и старший брат, обладает славными качествами воина: Андрий смел, отважен, ему присущи воинская доблесть и мужество. Вместе с тем это человек увлекающийся, страстный, пылкий романтик, полный неопределённых мечтаний; любовь к прекрасной полячке затмила для него всё: родных, товарищей, отчизну. Образ Андрия создан на контрасте с образом Остапа: Остап остаётся верен долгу служения родине до конца, Андрий подчиняет любовь к родной стране своей любви к женщине. Путь Остапа - доблестный путь служения отчизне, до самого конца, до последней минуты, путь Андрия — путь предательства и измены. В осмыслении образа Андрия важными представляются такие эпизоды, как: 1) обучение в бурсе; 2) встреча и прощание с матерью; 3) уход к прекрасной полячке; 4) битва в рядах врагов-поляков против своих; 5) смерть Андрия.

Оба юноши хороши собою, отличаются удалью, статью и ловкостью, стремятся в бой, «кипят жаждою подвига», оба вскоре после прибытия в Запорожскую Сечь «стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всём».

При внешней схожести они очень отличны друг от друга. В этом можно убедиться, перечитав фрагменты о прощании с отчим домом, с матерью, обучении в бурсе, вступлении в боевую дружину Запорожской Сечи. Уже в первых главах проявляются те внутренние свойства братьев, которые так отличают их друг от друга и которые резко, наглядно проявятся далее, в ключевых эпизодах повествования.

Остапу присущи сдержанность в выражении чувств, даже суровость (встреча после долгого отсутствия и прощание с матерью, пребывание в бурсе), воля, упорство, стремление к свободе, преданность товарищам (он «считался всегда одним из лучших товарищей», пишет Гоголь об учении Остапа в бурсе) и вместе с тем — доброта, отзывчивость, сдержанная нежность (отношение к матери).

Андрий, в отличие от старшего брата, порывист, горяч, хитёр и изобретателен, романтичен и впечатлителен. Суровые законы Запорожской Сечи, в частности жестокая казнь казака-убийцы, произвели на него сильнейшее впечатление. Может быть, не случайно писатель вводит этот эпизод, который затем, в конце повести, в изменённом виде повторится, но уже коснётся непосредственно самого Андрия, убившего, уничтожившего самого себя как личность, — так же потрясён, поражён и оттого будто парализован, молчаливо будет он стоять перед отцом, предавший своих товарищей, близких, отчизну, предчувствуя свою смерть от руки отца. Все эти свойства натуры Андрия определили и его отношения с прекрасной панночкой, и всю его дальнейшую судьбу.

Почему же так разошлись их жизненные пути, что сделало Остапа героем, а Андрия — изменником и предателем?

Для понимания образа Остапа, его характера существенную роль играют эпизоды первых боёв, битва под Дубно и выборы юноши атаманом. При этом можно подчеркнуть такие боевые свойства характера Остапа, как «хладнокровие, почти неестественное для двадцатидвухлетнего», отвага, мужество, талант воина («он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средства, как уклониться от неё, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть её»), а также такое свойство его личности, как сдержанность (Остап принял честь, оказанную ему казаками, выбравшими его, совсем молодого и лишь недавно окунувшегося в жизнь Сечи, своим атаманом, сдержанно, достойно, понимая, что сейчас не время для дебатов, и дальнейшей своей жизнью доказал, что он достоин такой чести). Важно при анализе этих фрагментов обратить внимание на выразительно-художественные средства, используемые писателем: сравнение Остапа со львом (первый фрагмент), сравнение с мощным, сильным ястребом (второй фрагмент).

Продолжая разговор об Андрии, важно сопоставить поведение братьев в бою. Тарас Бульба, видя сыновей в деле, испытывает чувство законной гордости за них — «оба сына его были одни из первых». Однако уже здесь проявляется различие в характерах юношей — и это тоже проницательно подмечает отец. Не случайно к чувству гордости за младшего сына примешивается и удивление: Андрий стремителен, бесстрашен, смел, но, в отличие от брата, им движет не вера в своё дело, а прежде всего «запальчивое увлечение», в бою он видит лишь «бешеную негу и упоение», «как пьяный... нанося всем удары и не слыша нанесённых», для него битва с врагами «очаровательная музыка пуль и мечей». Сравнивая жестокий бой с музыкой, автор подчёркивает, что для Андрия важно прежде всего искусство боя - забывая обо всём на свете, увлечённый самим процессом схватки, он не задумывается о более существенных сторонах битвы.

В этих главах Гоголь показывает, как расходятся жизненные дороги двух братьев, имеющих так много общего: путь Остапа — любовь к родине, защита её от врагов; путь Андрия — измена отчизне, отказ от родины во имя любви к женщине: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Нет у меня никого! Никого, никого!»; «Отчизна моя — ты!..» — восклицает он, обращаясь к прекрасной полячке. И продолжает: «И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Анализируя данный фрагмент текста, следует обратить внимание на стилистические особенности, синтаксический строй речи Андрия — преобладание восклицательных предложений, повторы (трижды — слова «никого», которым Андрий как бы открещивается от своих, трижды глаголов «продам, отдам, погублю»), помогающие передать страстность, пылкость, решительность воина, исполненного любви и предавшего своих товарищей.

Не только этот откровенный, страстный, запальчивый монолог свидетельствует об измене Андрия. Измену — уже не на словах, а на деле — он совершил и тогда, когда «не услышал» слова татарки, служанки девушки, с радостью известившей о том, что осаждённые в городе поляки — враги запорожцев — получили подкрепление.

Завершают фрагмент об измене Андрия взволнованные слова автора о своем герое. Прочитайте эти строки (со слов «И погиб козак!» до конца главы). Автор печалится, горюет, негодует по поводу духовной гибели «храбрейшего» воина, облекшего себя на позор, предвидит бесславный и трагический его конец.

Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2014

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3633