Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

"Портрет" (Гоголь): описание повести из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Портрет» — повесть Н.В. Гоголя. Этим произведением, помещенным в первую часть, открывался в «Арабесках» (1835 г.) цикл петербургских повестей; этой же повестью в кардинальной переработке (1842 г.) завершалась Гоголем разработка петербургской темы, причем социальный конфликт уступал во второй редакции центральное место эстетической проблематике.

У повести «Портрет» Гоголя много источников в романической литературе: повести Гофмана, «Мельмот-скиталец» Мэтьюрина, откуда почерпнут обладающий сверхъестественной силой портрет с живыми глазами, «Фантазии об искусстве» Вакенродера; образ ростовщика подсказан Бальзаком. В первой редакции Гоголь опирается на романтическую поэтику, с особенно резким фантастическим элементом, и романтическую эстетику. Гоголь осуществил переработку повести, отвечая на статьи Белинского и Шевырева о современной русской литературе, и полагал, что «осталась только канва прежней повести, всё вышито по ней вновь».

Трактовка проблемы назначения художника, его нравственной позиции и роли в современном мире, вопросы о сущности и границах искусства выступают на первый план. Гоголю не удалось дать в первой редакции единую картину сочетания сверхъестественного с социальной и эстетической проблематикой повести «Портрет». Во второй редакции фантастика становится стилевым явлением; апокалипсический образ антихриста, воплощенный в ростовщике, сменяется показом античеловеческих тенденций в современном обществе, созданием обобщающих социально-психологических характеристик (описание Коломны, мастерской художника-реалиста, аукциона). Во второй редакции углубляется социально-психологический анализ истории гибели художника (слишком «говорящая» фамилия которого Чертков заменяется на Чартков), усиливается сатирический элемент в описании его моделей; до блеска доводит Гоголь прием метонимического замещения лица — «мундир, да корсет, да фрак», ставшие моделями художника, губят его мастерство, ставя перед необходимостью писать портреты «застегнутых лиц».

Белинский оценил в повести только «современный дух», но сводил его к проблемно-тематической задаче «изобразить даровитого художника, погубившего свой талант, а следовательно и самого себя, жадностию к деньгам и обаянием мелкой известности». Для Гоголя же, напротив, формы и сущность искусства оказываются главенствующими в этой повести над «ежедневной действительностью». Действие второй части отнесено к прошлому, к временам правления Екатерины II, так как в современности писатель не видит идеальных условий для свободного творчества, связывая их с высочайшим покровительством. Атмосфера повести об искусстве создана с помощью словесной передачи пластических и колористических особенностей искусства живописи, в реконструкции типов его восприятия различными представителями петербургского социума, в воссоздании специфики художнического видения, в теоретических и прикладных искусствоведческих рассуждениях. Искусство живописи определяет и стилевое решение повести, например, введение цветовой характеристики. Две редакции «Портрета» совпадают по времени с увлечением Гоголя картинами «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова и «Явление Христа народу» А.И. Иванова, что отразилось в создании образа «высокого творения» (выставочная картина прежнего товарища Тарткова и «главный образ в церковь» художника-монаха, одновременно автора страшного портрета), причем писатель стремится передать не зримо-живописные частности, а «силу создания», контраст между «божественным» искусством и модными поделками, с одной стороны, и натурализмом (портрет ростовщика), с другой. Апокалипсические и провиденциалистские мотивы ранней редакции сменяются заветами старого художника, проникающими в самую суть творчества, выделяющими нравственный его аспект: «Во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2629