Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Портрет в литературе - что это такое, виды, примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Портрет (от фр. portraiter - изображать) - одно из средств характеристики персонажа или нескольких героев через описание внешности (черты лица, фигура, жест, мимика, поза, одежда, манера двигаться и говорить и проч.) и духовного мира.

Назначение и характер портрета в истории литературы менялись. Начиная с фольклора и вплоть до появления романтических произведений в начале XIX в. встречались так называемые «идеализирующие портреты». К примеру, описание Петра I в пушкинской «Полтаве»:

...Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

И далее:

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

Такой тип портрета свойственен текстам героического содержания, он подчеркивает телесное и духовное совершенство персонажа, рисуя гармоничную личность. В противовес идеализирующему портрету в произведениях иронического и сатирического характера встречаются портреты гротескные, подчеркивающие черты телесности, несоответствие внешнего описания и внутреннего мира эстетическому идеалу. Таков портрет героя сказки М. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

С развитием психологизма в литературе, начиная с пушкинских текстов, изображение внешности действующего лица сопрягается с так называемым «внутренним портретом» или «психологическим портретом». Классический образец единства внешнего и внутреннего портретов найдем в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» в образе Печорина. Здесь описания духовной жизни персонажа придают его характеру глубину и являются важнейшей составляющей композиции.

В литературоведении рассматривают также экспозиционный портрет, т.е. данный при первом знакомстве с героем (например, описания Ивана Петровича и Веры Иосифовны Туркиных в первой части рассказа А. Чехова «Ионыч»), и лейтмотивный портрет - упоминание каких-либо портретных черт на протяжении всего повествования (так, в «Войне и мире» Л. Толстого неоднократно говорится о лучистых глазах княжны Марьи, о несколько большом рте Наташи, о блестящих плечах Элен).

Иногда для усиления эффекта контраста или, наоборот, совпадения черт авторы прибегают к принципу «двойного портретирования» - параллельных описаний героев-двойников. Такие изображения действующих лиц есть в романе И. Гончарова «Обломов» - сам Обломов и его слуга Захар, в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского - Раскольников и Свидригайлов и проч.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
25
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13181