Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

Петербургские повести Гоголя: характеристика произведений

  • Статья
  • Еще по теме

Велик контраст между исполненной высокого смысла и поэзии жизнью прошлого и окружавшей писателя серой, безотрадной действительностью, атмосферой пасмурного чиновничьего Петербурга. Образ этого города, полного социальных контрастов, возник на страницах петербургских повестей, из которых «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего» были первоначально напечатаны в «Арабесках» (1835), «Нос» и «Коляска» — в пушкинском «Современнике» за 1836 г., а «Шинель» появилась в третьем томе сочинений в 1842 г.

Гоголевский Петербург — город, в котором «все обман, все мечта, все не то, чем кажется!». Человеческие отношения здесь опошлены и искажены; показное, фальшивое торжествует, а талант, вдохновение, порядочность обречены на гибель. Жертвой «вечного раздора мечты с существенностью» становится молодой художник Пискарев (повесть «Невский проспект»). Пленившая его воображение неземная красавица оказывается продажной женщиной, и пережить крушение иллюзий юноша не в состоянии. Зато другой герой повести — самодовольный, ограниченный и самоуверенный поручик Пирогов — не испытывает каких-либо нравственных терзаний. Высоко оценил это произведение Пушкин.

Панорама жизни Невского проспекта — «главной выставки» столицы — предстает в повести в чисто внешнем блеске и пышном великолепии. Бездушный мир «звезд и крестов», деспотической власти чина и денег ненавистен писателю своей бесчеловечностью, порою доходящей до абсурда. Бессмысленность существования общества, где мундир ставится превыше всего, а человеческая личность сведена до полного ничтожества, показана Гоголем в повести «Нос». С помощью фантастического допущения писатель отчетливо дает почувствовать трагикомическую ненормальность окружающей жизни. Нелепая история майора Ковалева, разыскивающего «сбежавший» от него нос, рассказана автором как происшествие совершенно бытовое, с реальными подробностями, характерными для чиновничьего Петербурга. Ковалев не поражен фантастическим фактом встречи с собственным носом в виде важного чиновника в мундире и шляпе с плюмажем. Он обеспокоен лишь тем, как подойти и обратиться к нему, ведь чин, занимаемый носом, — выше его чина. Комический эффект, извлеченный Гоголем из сложившейся ситуации, остер и злободневен. Недаром Белинский отметил социальную типичность образа майора.

Умение писателя схватить «резкие черты общества» сказалось и в повести «Коляска» — единственной в цикле петербургских повестей, где изображена не столичная жизнь. Герой этого произведения — помещик Чертокуцкий — в своем хвастливом ничтожестве близок Пирогову и Ковалеву. Анекдотический эпизод, лежащий в основе сюжета, как нельзя лучше помогает сатирически раскрыть нравы провинциального дворянства и офицерства, посмеяться над господствующей в этой среде пошлостью.

В каждой из петербургских повестей Гоголя освещается какая-либо существенная грань бытового или общественного уклада Петербурга. Растлевающая власть капитала, обреченность подлинного искусства в городе, где торжествует культ наживы, — тема повести «Портрет». Жалка участь художника Чарткова, прельстившегося славой модного живописца и продавшего свой талант. Страшная зависть ко всему прекрасному приводит Чарткова к духовному кризису, к сумасшествию. Фантастический колорит придает «Портрету» черты мрачности и безысходности.

Гнетущая атмосфера Петербурга, города-символа самодержавного государства, отнюдь не склоняла к веселости, скорее способна была лишить рассудка, особенно человека слабого, «маленького», лишенного богатства и чинов. «Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, — срывает у тебя камер-юнкер или генерал», — сетует приниженный и обездоленный чиновник Поприщин, герой повести «Записки сумасшедшего». «Ну посмотри на себя,— рассуждает Поприщин, — подумай только, что ты? Ведь ты нуль, более ничего. Ведь у тебя нет ни гроша за душою». Это ощущение собственной социальной ущербности нравственно калечит людей. В душе маленького чиновника растет не только волна безумия, но и бунт против своего унижения, своей мизерной роли «вечного титулярного советника». Глубоким гуманизмом, болью за поруганное достоинство человека, неизбывной тоской проникнуты обращенные к матери и Родине заключительные слова несчастного страдальца, обретшего особую зоркость и чуткость благодаря безумию.

Не может не вызвать сочувствия и скорбная история Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести «Шинель». П. Анненков вспоминал о канцелярском анекдоте, услышанном однажды Гоголем и послужившем отправной точкой для этого произведения. Бедный чиновник ценою необычайной экономии и усиленных трудов осуществил свою давнюю мечту — купил охотничье ружье, — но лишился его на первой же охоте и тяжело заболел от огорчения. «Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову», — сообщает мемуарист.

Обратившись к образу «бедного чиновника», Гоголь нарисовал его с подлинной человечностью, продолжил и развил традиции пушкинского «Станционного смотрителя». Робкий, пришибленный нуждой Башмачкин — безропотное, бессловесное существо, отупевшее до последней степени в беспрестанной переписке казенных бумаг. Чиновники зло подшучивают над ним. Доведенный до крайности, он жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Украдена новая шинель Башмачкина, и не может он смириться с ее утратой, в фантастичной развязке повести восставая против «значительных лиц», карая тех, кто притеснял его при жизни. Повесть «Шинель» оказала большое воздействие на развитие отечественной прозы. Вдохновленные гоголевской «Шинелью», молодой Н. Некрасов, Ф. Достоевский, Д. Григорович, В. Соллогуб, И. Панаев и другие представители «натуральной школы», обратились «к самобытным источникам вдохновения и идеалов», и литература русская «пошла по пути истинному и настоящему» (Белинский).

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 14776