Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

Биография и творчество Гоголя Н.В.

  • Статья
  • Еще по теме

Николай Васильевич Гоголь — прозаик, драматург, критик, публицист. Родился 10 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатых помещиков. Детство писателя прошло в имении родителей Васильевке, находящейся по соседству с Диканькой, местом действия многих ранних повестей писателя. По преданию, здесь проходили свидания гетмана Мазепы с Матреной Кочубей. Об этом сложили много легенд.

В 1818—1819 годах Гоголь учится в Полтавском училище, в 1821 году поступает в Гимназию высших наук в Нежине. Здесь он учится игре на скрипке, занимается живописью, оформляет школьные спектакли, в которых с успехом исполняет комические роли. Он пробует силы в литературе, но писательство пока не входит в его жизненные планы. Он готовит себя к карьере юриста, мечтает о борьбе с нарушениями правосудия, чему способствовала вольнолюбивая атмосфера учебного заведения.

В декабре 1828 года Гоголь заканчивает гимназию и едет в Петербург. Столица разочаровывает его духом чинопочитания, безразличия к окружающим. После неудачных попыток найти себе место Гоголь начинает писать. Первая его поэма «Ганц Кюхельгартен» выходит в 1829 году. В ней чувствуется влияние В. А. Жуковского и А. С. Пушкина, присутствует конфликт между мечтой и действительностью, характерный для всего творчества Гоголя. Поэма была плохо принята критиками, что ухудшило моральное состояние автора. Он сжигает нераспроданные экземпляры книги и уезжает на два месяца в Германию.

В конце 1829 года Гоголь поступает на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, потом переходит в другой департамент писцом. Все это время он не перестает работать. Вскоре выходят несколько его произведений за разными подписями. Гоголь знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, а в мае 1831 года — с Пушкиным.

Известность писателю принесла публикация в 1831 году первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это произведение было высоко впоследствии оценено В. Г. Белинским. В этом произведении Гоголь отошел от царившего тогда в литературе идиллического отношения к украинскому быту, как к месту социального согласия и гармонии между помещиком и крестьянином. Миру его «Вечеров...» знакомо преступление и убийство, духовное отчуждение героя («Вечер накануне Ивана Купалы», «Страшная месть»). Любовный сюжет у Гоголя также далек от идиллии. Это скорее проделки влюбленных, страдающих от запретов и недовольства старшего поколения и козней ирреальных сил, которые в произведениях бывают и добрыми и злыми. Только одна повесть «Вечеров» свободна от влияния фантастического мира — «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Именно она говорит о реалистическом направлении дальнейшего развития таланта писателя.

После шумного успеха «Вечеров» Гоголь ненадолго едет в Москву, где его ждет теплый прием.

В 1835 году выходят повести «Миргород» и «Арабески». В них повседневность и пошлость обыденной жизни соседствуют с высоким накалом страстей.

В повести миргородского цикла «Старосветские помещики» показана идиллическая картина жизни, этакий осколок давно прошедших времен, существование которого крайне зыбко и неустойчиво. Эта идиллия уничтожается течением жизни, торжествуют не радушные и любящие Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, а их корыстолюбивые слуги и родственники.

В произведениях петербургского цикла также проявился специфический взгляд писателя на романтического героя. В повести «Невский проспект» художник гибнет в столкновении с действительностью; его мечты о перевоспитании проститутки автор подает с иронией. В повести «Записки сумасшедшего» причиной душевного потрясения, приведшего главного героя к сумасшествию, становится не крах возвышенных мечтаний, а служебное унижение, сознание того, что все «срывает у тебя камер-юнкер или генерал».

Аналогично в рассказе «Шинель» идеей фикс героя, подчинившей себе всю его жизнь, становится обыкновенная теплая шинель, которая вырастает в его глазах до уровня символа. Такое сочетание романтичности героя с бытовой тематикой позволило Гоголю создать свой собственный стиль повествования, где комический рассказ соседствует с возвышенным. Гоголь создал свою тему — тему «маленького человека». В повести «Шинель» поставлена философская проблема противоречия мечты и действительности, участия в судьбе человека враждебных стихийных сил.

Роль иррациональных элементов, присутствовавших в первых рассказах Гоголя, со временем проявляется косвенно через цепь неожиданных совпадений, невероятные слухи и сны персонажей. В творчестве писателя появляется так называемая завуалированная фантастика.

В повести «Нос» Гоголь вообще отказался от носителя фантастического при описании невероятного события. Эта повесть стала тончайшей пародией на романтическую таинственность, существующую благодаря слухам и неверно понятым сообщениям.

В дальнейшем творчестве писателя элементы фантастики заменили странные, необычные явления. Например, непроизвольные гримасы персонажей, поющие двери, мистическое возвращение и бегство кошки («Старосветские помещики»).

В 1835 году выходят два произведения Гоголя на историческую тему — «Альфред» и «Тарас Бульба». Первое посвящено борьбе англосаксов во главе с королем Альфредом против скандинавских завоевателей. В повести «Тарас Бульба» рассказывается о борьбе украинцев за становление национального государства. В этом произведении Гоголь, следуя традиции народной поэзии, несколько отступает от исторической правды, но верно передает дух минувшего времени и общий характер истории.

В 1836 году в Петербургском Александринском театре была поставлена его комедия «Ревизор». Событие, послужившее основой сюжета этого произведения, было рассказано Гоголю Пушкиным. В «Авторской исповеди» Гоголь впоследствии написал: «...в “Ревизоре” я решил собрать в одну кучу все дурное в России... все несправедливости... и за одним разом посмеяться надо всем». В этой пьесе Гоголь показал жизнь обитателей обычного российского города, застигнутых врасплох неожиданным приездом ревизора. Именно типичность города дает возможность обобщения описанных коллизий до размеров всей Российской империи в целом. В комедии упоминаются все слои населения типичного российского города: мещане, купцы, помещики, живущие в городе зимой, чиновники и городничий. Мы можем составить себе мнение о работе практически всех городских учреждений: суд, почта, учебные заведения, полиция.

В комедии ярко показаны злоупотребления чиновников — взяточничество (например, борзые щенки Ляпкина-Тяпкина, признание друга городничего в письме — «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки»); использование служебного положения в личных целях (городничий берет в магазине все, что ему нужно, не думая платить, купец вынужден молчать, потому что тот может направить к нему на постой целый полк, что обойдется дороже, но с простых покупателей купец уже дерет три шкуры, почтмейстер читает письма жителей города просто из любопытства).

Эта комедия носит общественно-политический характер. В ней нет драматического конфликта, любовная интрига имеет пародийный характер и отодвинута на задний план. Конфликт в комедии, представляющий взаимоотношения Хлестакова с чиновниками города, по сути вскрывает противоречия между властью и народом. В пьесе показаны типические характеры 30-х годов XIX века в типических обстоятельствах.

Осенью 1835 года Гоголь начинает работу над поэмой «Мертвые души». Большая часть ее была написана в Риме. Первый том поэмы вышел в 1842 году. Гоголь назвал это произведение поэмой с целью выделить его из большого массива русской прозы — исторических, нравоучительных и других романов. Как «Евгений Онегин» Пушкина — роман, но не в прозе, так и «Мертвые души» Гоголя — поэма, но не в стихах. Определение жанра произведения как поэмы подчеркивало его эпичность, монументальность представленной картины «всей Руси». «Мертвые души» имеют черты современного Гоголю реалистического (детально описанный быт, одежда, принципы создания характеров) и авантюрно-приключенческого романа (сама афера Чичикова).

Русь в поэме показана без прикрас. Крестьяне — невежественны, помещики — ограничены. Но автор верит в силы и талант русского народа, что проявляется в лирических отступлениях. В поэме Гоголь сделал акцент на общерусское, конкретно национальное (пассажи о Руси-тройке, о русском слове, о русском «умении общаться»). Общечеловеческие проблемы показаны через национальные русские.

Понятие «мертвые души», первоначально означающее умерших крепостных, в поэме превращается в олицетворение духовно мертвых помещиков.

Гоголь долго работал над продолжением поэмы. Если в первой части он показал отрицательную сторону Руси, то во второй части он предполагал дать ее положительный образ. С июня 1842 года Гоголь живет за границей. В 1845 году его жизненные силы оказываются подорванными напряженным трудом. Он недоволен вторым томом «Мертвых душ» и сжигает его, предполагая написать заново.

В 1847 году выходят его «Выбранные места из переписки с друзьями». Эта книга отразила мучительные переживания писателя, его сомнения в способности литературы влиять на действительность. Гоголь близок к отречению от своих ранних произведений, считая их недостаточно поучительными. Он предлагал идеальную программу выхода страны из кризиса, который считал подобным землетрясению. Его модель «идеального небесного государства» была консервативной ввиду привязки к реальный бюрократической системе России. Гоголь понимал, что зло не может быть побеждено без реального перевоспитания каждой личности в государстве. Такой подход к разрешению назревших в стране социальных конфликтов был утопичным. Книга вызвала множество гневных критических статей, в том числе и отрицательный отзыв Белинского.

В 1848 году Гоголь приезжает в Россию и продолжает работу над вторым томом «Мертвых душ». В начале 1852 года он встречается с протоиереем Матвеем Константиновским, который советует ему уничтожить несколько глав второй части поэмы, объясняя это вредным влиянием их на будущих читателей. Это усугубляет душевный кризис Гоголя, вызванный смертью сестры и Н. М. Языкова, бывшего его близким другом. В ночь с 11 на 12 февраля Гоголь сжигает второй вариант продолжения «Мертвых душ». Сохранились только черновики отдельных глав этой книги, вышедшие в 1855 году.

Утром 21 февраля 1852 года Гоголь умер. Тысячи человек пришли попрощаться с писателем. До места погребения (в Донском монастыре) гроб несли на руках профессора и студенты университета. После революции останки Н. В. Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Его обличения «пошлости пошлого человека», отказ от запрещенных тем, социально-направленная критика в произведениях, гуманистический пафос в решении проблемы «маленького человека» оказали сильное воздействие на писателей «натуральной школы».

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. - Мн.: Современный литератор, 2002

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3499