Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

"Миргород": произведения сборника и их характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Переплетение противоречивых чувств и настроений присуще сборнику «Миргород» (1835), состоящему из повестей «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В этих повестях отчетливо определилась главная черта гоголевского таланта: его необычайная чуткость к значительным вопросам современности. Недаром реакционная критика ополчилась на писателя, порицая его за исключительный интерес к изображению «грязных» сторон жизни. Однако, по воспоминаниям С. Аксакова, «образованная молодежь и все люди, способные понять высокое достоинство Гоголя, приняли его с восторгом». В статье «О русской повести и повестях Гоголя» Белинский провозгласил автора «Миргорода» «поэтом жизни действительной».

Романтика и красота, преобладавшие в повестях наивного и благодушного Рудого Панька, уступают в цикле «Миргород» место изображению грубой прозы жизни. В самой близкой к «Вечерам» повести «Вий» легендарно-сказочная тема и присущие ей элементы фантастики даны в отчетливом реально-бытовом окружении. «Нечистая сила», стремящаяся всячески навредить человеку, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» постоянно, согласно традициям фольклора, посрамляется и терпит поражение. Но воплощенное народным сознанием в образах чертей, ведьм и прочих чудищ вроде Вия зло в повести «Вий» одерживает верх. Жертвой панночки-ведьмы становится озорной философ Хома Брут, гибнущий от того, что испугался, не выдержал нравственного поединка с силами зла. В присущей Гоголю манере переплетено трагичное и смешное, и драматичные события повести освещены лукавой насмешкой над всякой чертовщиной.

Мягкой иронией пронизана и повесть «Старосветские помещики». Писатель явно симпатизирует этим милым, добрым старичкам, отличает их от «тех низких малороссиян, которые выдираются из дегтярей, торгашей, наполняют, как саранча, палаты и присутственные места, дерут последнюю копейку с своих же земляков, наводняют Петербург ябедниками, наживают наконец капитал...».

В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» история нелепой тяжбы двух миргородских обывателей вызывает у писателя уже не мягкую усмешку и светлую печаль, а горечь и гнев: «Скучно на этом свете, господа!». Факты сутяжничества между помещиками, известные Гоголю и легшие в основу повести, осмыслены, по выражению Пушкина, «очень оригинально и очень смешно». Из-за глупого случая становятся лютыми врагами закадычные «приятели, каких свет не производил». Эти «два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода», как иронически характеризует их автор, — люди тупые, ограниченные, чья жизнь способна вызвать лишь отвращение и сожаление об упущенных человеческих возможностях. Точно замечание Белинского о том, что повести Гоголя «смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете».

Резко контрастны пошлому миру Довгочхуна и Перерепенки, этому, по выражению Гоголя, «позору нынешнего времени», героические характеры времен далекого прошлого, выведенные в повести «Тарас Бульба». Богатырские образы старого Бульбы, его сына Остапа и других рыцарей Запорожской сечи, для которых главное в жизни — свобода и товарищество, исполнены эпического размаха и силы.

Творческая история этого произведения довольно сложна: Гоголь не раз переделывал его. Исторические песни и думы украинского народа, серьезное изучение документов эпохи, желание найти в прошлом высокий и достойный человеческий идеал, «выпытать дух минувшего века» вдохновляли писателя на неустанный труд.

В центре гоголевской повести — народно-освободительная борьба козаков с польскими магнатами. Суровый и непреклонный, Тарас Бульба всецело отдает себя этой борьбе, служению Отчизне. Беспощадно казнит он сына Андрия, ибо измену родине не оправдать ничем, даже любовью. Пронизана патриотическим пафосом знаменитая речь Тараса о святом товариществе; полны мужества последние слова заживо сжигаемого атамана, обращенные к козакам. И, восхищенный небывалой отвагой своего героя, восклицает писатель: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!».

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1769