Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Теория Раскольникова, ее истоки и смысл ("Преступление и наказание")

  • Статья
  • Еще по теме

Сама по себе теория Раскольникова проста и изложена очень ясно и доходчиво в разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем. Важнее разобраться, в чём сила этой теории. Она:

1)       опирается на массу повсеместных фактов реальной жизни, в которой действительно сильные попирают слабых без всяких угрызений совести и моральных терзаний;

2)       связана с идеями и мнениями, которые «носятся в воздухе», разделяются большинством образованных людей, она концентрирует в себе самые распространённые настроения не только молодёжи, но и солидных господ вроде Лужина.

Теория Раскольникова утверждает имеющееся состояние мира как единственно возможное, оправдывает его, а значит, освобождает человека от морального стыда перед уродствами жизни, от сострадания к несчастным, от нравственных усилий по улучшению общества.

По точному замечанию Разумихина, в теории Раскольникова, в основном повторяющей все новейшие буржуазные теории, оригинальным является только разрешение крови по совести, т. е. освобождение преступника не только от общественного суда, но и от суда нравственного закона, живущего внутри человека. Вернее, Раскольников считает, что те, кто «право имеет», изначально лишены этого нравственного закона, и именно в этом видит их превосходство. Отсутствие совести становится, по Раскольникову, родовым признаком гения, сверхчеловека. Совесть же признаётся принадлежностью рабов, атрибутом «тварей дрожащих», средством нравственного порабощения слабых. Важно осмыслить богоборческий, антихристианский смысл теории Раскольникова, понять, почему Порфирий расспрашивает своего гостя о его вере в Новый Иерусалим и в воскресение Лазаря.

Достоевский не оспаривает идеи Раскольникова теоретически. Он показывает результаты воплощения их в жизни, предлагая читателю «по плодам» оценить их сущность. Рассмотрим, как изображено в романе воплощение теории Раскольникова.

1.       Петербургская жизнь уже идёт по раскольниковской теории. Отвратительные её плоды предстают перед нами повсюду.

2.       Важнейшее место в романе занимает проведённый Раскольниковым над самим собой эксперимент, совершённое им «по теории» преступление. Особенности психологизма Достоевского здесь проявляются в том, что автор раскрывает психическое состояние героя «изнутри», отмечая детально каждую мелькнувшую у него мысль, каждое мимолётное чувство, а также их физические проявления: бледность или внезапный румянец, озноб, дрожание рук и т. д. Авторское описание, внутренний монолог и несобственно прямая речь героя — основные приёмы психологического анализа в романе.

Автор, описывая в главе 6 приготовления Раскольникова к убийству и первые шаги по осуществлению своего замысла, обращает внимание на безволие героя, его одержимость, предсказанное им же самим болезненное состояние.

Описывая момент убийства, Достоевский мастерски решает одну художественную задачу: заставив читателя увидеть всё происходящее глазами Раскольникова, как бы слиться с ним и физически ощутить ужас, отвращение, страх, сопутствующие преступлению. Зачем это нужно? Достоевский не пытается осудить Раскольникова, он добивается того, чтобы для читателя, пережившего все вместе с героем, убийство стало внутренне невозможным, чтобы раз и навсегда мысли о насилии над человеком вызывали бы в памяти страшные образы главы 7 «Преступления и наказания», чтобы никакой соблазн теории или житейской пользы не пересилил чувства физического отвращения к пролитию чужой крови.

Итак, мы пришли к выводу о том, что «жестокость» Достоевского имеет художественное обоснование, является средством нравственного воздействия на читателя и заключает в себе гуманистическое содержание.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Достоевский Ф.М. | Добавил: katerina510 (08.01.2019)
Просмотров: 1161 | Теги: преступление и наказание