Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Лизавета ("Преступление и наказание"): характеристика героини

  • Статья
  • Еще по теме

Среди персонажей «Преступления и наказания» есть и такие, функцию которых непросто определить после беглого чтения романа. Среди мужчин это Свидригайлов, среди женщин — Лизавета. Лизавета — сводная младшая сестра старухи-процентщицы Алёны, которую наметил в качестве своей жертвы Раскольников.

В романе «Преступление и наказание» Лизавета (Лизавета Ивановна) говорит и действует мало. Достоевский характеризует ее как молчаливую, «смиренную и пугливую» женщину. Собственно говоря, в памяти остается только одна ее реплика. Собираясь купить для перепродажи какое-то тряпье на Сенной площади, она разговаривает с неким мещанином, который говорит ей, что продавец явится завтра в семь часов. Она же отвечает: «Аль зайти?» Она произносит эти слова задумчиво и как бы с неохотой. Конечно, функцию Лизаветы в повествовании определить не так просто, но все же попробуем сделать это, исходя из того немногого, что известно нам о ее характере.

За полтора месяца до убийства Раскольников, в очередной раз зайдя в харчевню, слышит такой разговор, который происходит между студентом, которому известна Лизавета, и его приятелем — молодым офицером.

«Главное же, чему удивлялся и смеялся студент, было то, что Лизавета была поминутно беременна...

— Да ведь ты говоришь, что она урод? — заметил офицер.

— Да, смуглая такая, точно солдат переряженный, но знаешь, совсем не урод. У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство — многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хороша». Затем из разбросанных там и сям сведений выискиваются подтверждения слов студента: она и безмерно послушна своей сводной сестре, и все знающие ее люди, включая торговца с Сенной площади, считают ее честной, и белье она людям безропотно чинит. В общем, вырисовывается портрет «хорошего» человека. В особенности следует обратить внимание на ее «хорошую улыбку», о которой говорит студент.

Когда Раскольников находится в комнате у Сони, он велит ей читать Новый завет. Выясняется, что этот Новый Завет подарила ей Лизавета, с которой она временами беседовала и читала Евангелие. «Она бога узрит», — так отзывается о ней Соня. Для Раскольникова же «странно звучали» слова Евангелия. Он полагает, что и Лизавета, и Соня — «юродивые». «Тут и сам станешь юродивым! Заразительно!» — думает он.

Совершенно очевидно, что и Соня, и Лизавета — женщины глубоко верующие.

Сцена чтения Соней по настоянию Раскольникова подаренного ей Лизаветой Нового Завета была в первоначальной версии «Преступления и наказания» довольно длинной. Однако в редакции «Русского вестника», где печатался роман, сочли, что проститутка, читающая Новый Завет, — не то, что надо, и Достоевскому пришлось сократить эпизод. Тем не менее, сама сцена в романе осталась.

Начиная с 20-х годов XIX века, когда Российское Библейское Общество осуществило перевод Священного Писания на русский язык, оно получило определенное распространение в обществе, но все-таки, за исключением некоторых интеллигентов и старообрядцев, это была не та книга, которая находилась у обычного верующего. Получить ее в свои руки было тоже не так просто. Однако у Лизаветы, этой темной торговки тряпьем, такая книга имелась, и она подарила ее своей подруге — проститутке Соне, у которой было лишь начальное образование, данное ей пьяницей отцом. И вот эти две женщины вместе читают Писание и разговаривают о Боге. Поэтому вполне возможно предположить, что Лизавета принадлежала к старообрядцам, известным своим пристрастием к чтению Священного Писания.

В связи с этим вспоминается и другая Лизавета — слабая умом Лизавета Смердящая из «Братьев Карамазовых». Согласно первоначальному замыслу, Лизавета из «Преступления и наказания» не только «поминутно беременна», но и в момент убийства тоже вынашивала ребенка. Лизавета из «Братьев Карамазовых», у которой репутация беспутной женщины, рождает Смердякова — предполагаемого сына Фёдора Карамазова. Обеих Лизавет роднит также то, что они своего рода уроды. Лизавета из «Преступления и наказания» очень крупная, «точно солдат переряженный», а Лизавета Смердящая — весьма низкого роста. Их обеих называют «юродивыми», ибо они «выламываются» из норм «нормального» мира. Описывая этих юродивых женщин, Достоевский привносит в роман мир тогдашних простонародных верований. Однако вряд ли он сам хорошо знал этот мир. Эти юродивые женщины, точно так же, как и Мария Лебядкина из «Бесов», выглядят в описании Достоевского весьма расплывчато, приглушенно и «отрывочно».

До сих пор Федор Михайлович все время писал о персонажах, оторванных от твердой почвы, интровертных и наполовину больных обитателях большого города, о таких людях, как Голядкин из «Двойника» и герой «Записок из подполья». Он хорошо представляет себе этот типаж. Достоевский не слишком хорошо представлял себе упомянутый тип юродивых женщин, но поскольку в нем есть дыхание жизни, этот типаж привлекал его.

Лизавета возвращается домой гораздо раньше, чем рассчитывал Раскольников. Она появляется перед Раскольниковым — в той комнате, где еще не успела высохнуть кровь Алёны. У главного героя не было плана убить Лизавету, в ее отсутствие он рассчитывал убить старуху и похитить ее деньги. Лизавета появляется неожиданно для него — и вот теперь он должен убить и ее. Ее возвращение смешивает его первоначальные планы. Он вновь хватается за липкий от крови топор и, собравшись с силами, нападает на нее. При этом «глупая», но одновременно и сильная женщина не старается уклониться от удара и не кричит.

Писатель поместил сюда Лизавету только затем, чтобы она была убита. У Раскольникова не было необходимости в еще одном убийстве, но он его совершает. Сам Достоевский совершает это убийство, в котором не было необходимости. Федору Михайловичу показалось, что одной жертвы будет мало. Заставляя Раскольникова убить не только Алёну, но и Лизавету, Достоевский как бы придает своему герою неожиданную судьбу. Вот почему Достоевский выискивал у своих персонажей подтверждения того, что Лизавета — человек «хороший». Отсюда и ее добрая улыбка. И в этом отношении образ Лизаветы из «Преступления и наказания» вполне функционален. Стоящая неподвижно перед Раскольниковым героиня напоминает богоматерь. После смерти Лизаветы она уже не может активно влиять на судьбу Раскольникова. И тут появляется Соня.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12178