Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Сочинение: Судьба "униженных и оскорбленных" в романе "Преступление и наказание"

  • Статья
  • Еще по теме

Петербург Достоевского — это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты, «певицы, живущие от себя». На фоне этого города развертываются судьбы многих людей, задавленных жизнью, представителями которых являются Раскольниковы, Мармеладовы и другие эпизодические лица романа. Достоевский говорит о том положении тупика, в котором находятся обездоленные люди, и, в первую очередь, он говорит о безвыходном положении членов двух семейств: семей Мармеладовых и Раскольниковых. И Дуня Раскольникова, и Соня Мармеладова вынуждены принести себя в жертву ради спасения своих семей. Положение безвыходности ставит перед двумя девушками вопрос: нарушить нравственность преступно по отношению к себе, не нарушить — преступно по отношению к близким.

Не пойди Соня Мармеладова на такое страшное нарушение нравственности, на которое она пошла, и дети Катерины Ивановны умерли бы с голоду. Раскольников думает: «Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая сила тоски за человечество в этом раздумье! Вечная жертва, вечное поругание, поругание человечества! С судьбой Сонечки Мармеладовой Родион отождествляет единственный реальный путь, ожидающий Дунечку: путь Дуни, которая тоже собралась продавать себя ради семьи, отличается от пути Сони лишь узаконенной формой брака. Общество ставит героев романа перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к убийству человечности. Это и выражено в словах Раскольникова, обращенных к Дуне: «..и дойдешь до такой черты, что не перешагнешь ее — несчастлив будешь, а перешагнешь, — может, еще несчастнее будешь».

Но несмотря на это, разве может отказаться от человечности Раскольников? Нет, не может! В этом его трагедия. Он не остается равнодушным к страданиям «униженных и оскорбленных», а, наоборот, глубоко сочувствует им. Стараясь хоть как-нибудь помочь Катерине Ивановне, он отдает свои последние 25 рублей, которые с таким трудом собрала для него мать. О человечности Раскольникова, безусловно, говорит и его сон, в котором он видит, как забивают насмерть несчастную клячу. Эта картина разрывает его сердце, он бросается на мучителей, целует лошадь в губы, в глаза. Забитая насмерть кляча — символ безграничного страдания «униженных и оскорбленных» людей. Слова, с которыми умирает Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!» — перекликаются с образом сна Раскольникова. То, что Раскольникову приснился этот сон перед его преступлением, безусловно, говорит о человечности героя, который является в романе представителем «униженных и оскорбленных»; значит, можно говорить о человечности обездоленных людей.

Кроме того, характерной чертой бедняков является их человеческая гордость. Родион понял, что Дуня приносит себя в жертву ради своего семейства, ради того, чтобы ее брат мог продолжать учебу в университете. Ведь Родион, как и все обездоленные люди, «задавлен бедностью». Он «оборванец», который вынужден оставить университет из-за отсутствия средств на оплату учения. Вот почему Дуня и решается выйти замуж за богатого человека. Но Раскольников — слишком гордый человек, потому он не хочет принять такую жертву и старается сделать все возможное для того, чтобы помешать этому браку. Родион выгоняет жениха Дуни из своей комнаты со словами: «Убирайся к черту!» Катерина Ивановна после смерти своего мужа на последние деньги устраивает поминки, причем она старается накрыть стол как можно богаче и пригласить на поминки самых солидных и благородных людей, желая показать, что, несмотря на свое положение, надеется занять место в благородном обществе. Катерина Ивановна показывает всем свой похвальный лист. Она хочет, чтобы знали о ее воспитании, «благородном, можно сказать, в аристократическом помещичьем доме». Она рассказывает о своем прошлом, мечтает открыть пансион для благородных девиц. Но ее мечты прерываются смехом сытых, довольных собой хозяев жизни, которых так ненавидит Раскольников.

Об этой ненависти говорит встреча Родиона на бульваре с пьяной 15-летней девушкой, еще почти ребенком, около которой вьется жирный франт. «Эй вы, Свидригайлов! Вам чего здесь надо?»  — крикнул Раскольников, «сжимая кулаки и смеясь своими запенившимися от злобы губами». Это был смех от бешенства, от злобы. Родион ненавидит этих сытых, хорошо одетых франтов, равнодушных к несчастьям окружающих, у которых отсутствует всякое чувство человечности. Они способны ради своей выгоды унизить уже и так «униженных и оскорбленных» людей. Так, Лужин унижает на поминках Соню тем, что, бессовестно подсунув ей сторублевую бумажку, обвиняет ее в воровстве.

Достоевский приходит к выводу, что бедные люди, такие человечные, гордые, стремящиеся к чистоте, не могут жить в мире, где «человек человеку — волк». Раскольников вспоминает слова Семена Мармеладова: «Понимаете ли, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти? Надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Поистине, в этих словах Мармеладова выражен весь пафос произведения. «Некуда» идти Родиону Раскольникову, Мармеладову, Катерине Ивановне, Сонечке, Дуне и сотням тысяч других обездоленных людей.

Обыкновенный ужас повседневной жизни большого города, будничные кошмары этой жизни наполняют весь роман. Раздавлен копытами Мармеладов. Катерина Ивановна после того, как Лужин оклеветал Соню, мечется по квартирам высокопоставленных лиц в поисках защиты, и важный генерал, которому она помешала обедать, затопав на нее ногами, прогоняет ее прочь. Вот она же, обезумевшая от оскорблений, устраивает нечто вроде демонстрации нищеты на улице столицы, заставляя детей петь и плясать на потеху толпе. Вся эта широкая картина действительности и показывает ту реальную почву, которая ведет к преступлениям, подобным преступлению Раскольникова. Много ужасных картин жизни, много невыносимых человеческих переживаний развертывается перед читателями романа Достоевского. Но есть нечто еще более ужасное — полное отсутствие какого-либо просветления, какой-нибудь надежды на возможность выхода. Единственный выход, который предлагает Достоевский, — это всегда, в любой грязи оставаться солнцем, как Сонечка, потому что общество изменить нельзя.

Роман Достоевского — это тема безысходной скорби. И все же в нашем сердце остается не безвыходность, не безнадежность и смирение, а непримиримая ненависть ко всему миру угнетения человека. И передовой читатель времени Достоевского продолжал поиски настоящего пути борьбы против мира насилия и жестокости.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 224