Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Сочинение: Преступление и наказание Раскольникова

  • Статья
  • Еще по теме

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», написанный в 1866 году, считается лучшим произведением писателя. С величайшей художественной силой показана в этом произведении жизнь городского дна, жизнь разночинной и мещанской бедноты, лишенная всякой перспек­тивы. Этот роман — яркий пример всей противоречивости мировоззрения писателя. Изображая маленькие комнатушки, пыльные дворы, улицы, заполненные грубыми людьми, Федор Михайлович создает страшную картину жизни капиталистического города. С большой художественной силой рисует Достоевский действующих лиц своего романа и обстановку их жизни. Это люди, ставшие жертвами современной писателю жизни, обре­ченные на страдания, лишенные веры в будущее.

Главный герой романа — студент Родион Раскольников. Родился и вырос Родион в небольшом городке. В детстве он любил кладбищенскую церковь, старинные образы и старого священника. В Петербург он приехал, чтобы учиться в универ­ситете. Это было горячее, напряженное время (1863 г.). Рас­кольников беден и, год проучившись, вынужден оставить уни­верситет. Он почти не имел товарищей, всех чуждался и у себя не принимал. Собрания, сходки составляли основу студенче­ской жизни. Родион не принимал участия ни в сходках, ни в разговорах, ни в забавах. Он был «как-то надменно горд и необщителен, как будто что-то таил про себя. Иным товари­щам казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знания­ми, и утверждениями, и что на их интересы и убеждения он смотрит как на что-то низшее». Так Раскольников отделен от своих товарищей. Родион — человек незаурядный, обладаю­щий сильным характером. Он умен, наблюдателен, сдержан. Он сохранил в своем сердце и чуткость, и доброту, но, выброшенный из жизни, он проводит целые дни в одиночестве, раз­думывая о своей судьбе. Внешне Родион Раскольников был «замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темнорус, роста выше среднего, тонок и строен».

За полгода до убийства Раскольников написал статью о преступлении, о праве сильного на кровь. Проходит некоторое время, и Родион идет к ростовщице заложить кольцо — пода­рок сестры. По дороге от старухи он заходит в трактир, зака­зывает чаю, задумывается. В голове его зарождается «странная мысль». И вдруг он слышит за соседним столом разговор студента с офицером о старухе. Студент говорил: «Убей ее и возьми ее деньги с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу». Раскольников потрясен тем, что слышит такой разговор в тот момент, когда сам думает о том же.

Проходят две недели в размышлениях, и Раскольников решил убить старуху. Он почувствовал непреодолимую нена­висть и отвращение к ней. Но вначале родилась теория Рас­кольникова о праве сильного. Он утверждает, что люди разде­ляются на два разряда: на обыкновенных людей и людей, имею­щих талант сказать в своей среде «новое слово». Этот сверх­человек живет по закону, который сам себе дал: для своей идеи человек может перешагнуть через кровь. Человек высшего разряда имеет право и обязан взять власть над остальными, над «муравейником». «Муравейник» — это человечество, и сверх­человек должен подчинить его своей власти.

Раскольников решается на убийство старухи-процент­щицы с целью проверить себя, узнать, «тварь ли он дрожащая» или принадлежит к «Наполеонам». В романе есть еще один идейный мотив преступления. Раскольников, задавленный бедностью, выброшенный из жизни, предпо­лагает убить ростовщицу, наживающуюся на несчастьях людей, чтобы, завладев ее деньгами, закончить учение, обеспечить себя, мать, спасти сестру от вынужденного замужества. Преступление кажется Раскольникову оправ­данным, потому что убить старуху — не более, как убить паука. После того, как он убил старуху, он увидел Лиза­вету, младшую сестру ростовщицы, и убил и ее.

Раскольников у Достоевского становится убийцей, попав под влияние современных идей, но, совершив насилие, он осквернил свою душу и потерял покой. Размышляя над своим преступлением, Раскольников приходит к мучительному выво­ду, что он отрезан теперь от всего человечества. Он не имеет права быть в обществе матери и сестры, он погиб нравственно. Раскольников страдает от мысли, что убил себя как сильного человека, что он «тварь дрожащая» и не принадлежит к «На­полеонам».

Достоевский писал: «Покупается счастье страданием. Че­ловек не родится для счастья. Человек заслуживает свое сча­стье, и всегда страданием».

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 61