Анализ романа "Преступление и наказание" (конспект лекции)
1. Ведущие вопросы романа 2. Характеристика романа 3. Позиция автора в романе 4. Художественное своеобразие романа 1. Ведущие вопросы романаРоман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" впервые был опубликован в 1866 г. в журнале "Русский вестник" и является одним из величайших творений русского классика. В романе автор поднимает множество социальных, этических и философских проблем, что делает это произведение поистине великим, охватывающим различные сферы жизни, мысли и реальности. Можно выделить следующие поднятые Достоевским в романе проблемы и темы: ✓ право человека на бунт против существующего порядка и жизненного уклада и коренное изменение этого уклада; ✓ нигилизм, его сущность и трагедия; ✓ социально-этическая проблема нравственного перевоспитания личности; ✓ тема страдания; ✓ пути достижения счастья и выбор этих путей человеком; ✓ нравственная сторона выбора человека; ✓ ценность и значимость человеческой жизни; ✓ тема нищеты и ее последствий для личности; ✓ проблема денег и своевластия; ✓ порочность стремления к власти через освещение темы наполеонизма; ✓ отношения личности и общества; ✓ эгоизм и альтруизм; ✓ преступление и возможные формы нравственного, человеческого и общественного наказания; ✓ судебная реформа и тип следственной практики в России того времени. 2. Характеристика романаРоман "Преступление и наказание" можно охарактеризовать следующим образом: ✓ своеобразие конфликта, которое проявляется в столкновении центрального героя — Родиона Раскольникова не с антагонистическими персонажами, а с реальностью; ✓ своеобразие в построении системы характеров романа, и это своеобразие заключается в следующем: • Раскольников является центральным героем моноцентрического произведения, и все другие характеры соотнесены с ним; • главный герой обусловливает значимость и идейно-эстетическую нагрузку образов; ✓ обилие сокращенных и зашифрованных названий географических мест, которое обусловлено стремлением автора дать типическую, а не индивидуальную картину реальности; ✓ использование облика Петербурга как метафорического средства изображения тяжести той реальности, в которой живет Раскольников (например, глухие переулки и тупики, символизирующие тупиковые, безвыходные жизненные ситуации, и т. п.); ✓ полное описание Петербурга, в котором усматривается психологизм, анализ ситуации и реальности, осуществляется характеристика и оценка реальности; ✓ использование образов и характеров романа для усиления драматизма через органическое сплетение образов с реальностью петербургской жизни (тяжелая жизнь семьи Мармеладовых); ✓ раскрытие образа и характера главного героя — Раскольникова через использование автором таких средств, как рассказ о прошлом, внешний и внутренний портрет, интерьер жилища, внутренняя речь, повествование о долгих скитаниях, раскрытие его теории, изображение преступления, противопоставление героя другим персонажам, изображение сцены наказания, раскаяние и возрождение, а также информирование читателя о дальнейшей судьбе героя; ✓ рассмотрение автором причин совершенного Раскольниковым преступления и выдвижение следующих его мотивов: • сострадание к близким людям (мать, сестра) и к людям вообще; • стремление помочь своим близким; • стремление получить богатство, но не для себя (так как в итоге он им не воспользовался); • желание протеста против мира зл и несправедливости, олицетворением которого является старуха-процентщица; • стремление решить этическую проблему — можно ли прийти к счастью через нарушение законов; • проверка разработанной теории, оправдывающей преодоление зла; ✓ отражение в теории Раскольникова многих черт политической жизни страны в то время, среди которых можно выделить: • русский нигилизм; • идеи о "целях, оправдывающих средства", "сильной личности", которые были популярны в обществе и позднее развивались у народников; • европейские идеи Т. Моммзена, М. Штирнера, книга Наполеона III и др., которые поднимали вопрос о праве выдающихся, "необыкновенных" личностей вершить суд; ✓ рассмотрение автором вопроса наказания, который подразделяется: • на внутреннее — выражено в романе уже с самого начала через внутреннюю борьбу и нравственные сомнения Раскольникова; • внешнее - через Порфирия Петровича как представителя власти. 3. Позиция автора в романеВ романе "Преступление и наказание" четко прослеживается позиция самого Достоевского по отношению к поднимаемым вопросам. Позиция автора сводится к следующему: ✓ отказ Раскольникову в праве на преступление; ✓ опровержение теории Раскольникова с помощью указания на ее неполность, так как в ней нет ответа на такие вопросы, как: что делать с сотнями тысяч таких же, как старуха, как использовать на благо обездоленных полученные деньги, к какой категории "высших" или "низших" отнесены мать и сестра героя и Соня, а также на то, что реализованные намерения не принесли облегчения Раскольникову ни в физическом, ни в моральном плане; ✓ вскрытие бесчеловечности такого бунта, так как в результате пострадали и невинные люди, т. е. те самые обездоленные, ради которых Раскольников совершал свое преступление (Лизавета, которая также была убита, и другие герои); ✓ проведение мысли о том, что ни одно убийство не может быть оправдано, какой бы цели оно ни служило. 4. Художественное своеобразие романаХудожественное своеобразие романа "Преступление и наказание" заключается в следующем: ✓ стройность композиции, которая имеет следующие особенности: • завязывание всех событий и наметка отношений между героями уже в первой части; • убийство процентщицы (также в начале романа) как главное событие, вокруг которого концентрируются все художественные замыслы автора и теоретические построения героя; • построение композиции на чередовании драматических событий (смерть Мармеладова, безумие Катерины Ивановны, уход Сони, убийство старухи и ее сестры и т. д.); • предэпилог, подтверждающий оригинальность композиции и повествующий о счастливой судьбе некоторых героев романа; • эпилог, призванный к разрешению нравственных и трагических задач и приведению героя к покаянию и нравственному возрождению; ✓ драматизм и напряженность повествования; ✓ своеобразие сюжета, которое выражается в следующем: • динамичность сюжетного развития; • разбитие на пять основных частей: подготовка к преступлению, само преступление, наказание, покаяние и возрождение героя; ✓ значимость диалога, в котором выражается следующее: • стремление героев раскрыть себя, утвердиться, выявить свою волю; • столкновение идей и систем мышления; ✓ особое место монолога, который призван помочь самораскрытию героев, обнажая их субъективную натуру; ✓ своеобразие художественного метода, который выражается в следующем: • использование приемов реализма (реалистичность страданий и картин жизни); • приемы фантастического (сны Раскольникова); • отказ от сентиментальности; • глубокий психологизм, психологический анализ личности, характеров и поступков героев; • выразительность портретных зарисовок; ✓ жанровое своеобразие, которое выражено в следующем: • черты социально-психологического романа; • идеологический, философский роман-трагедия. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9489
| |