Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Повести А.П. Чехова: обзор произведений

  • Статья
  • Еще по теме

А.П. Чехов вошел в литературу, прежде всего, как мастер короткого рассказа. Знаменательно, что в числе самых первых известных нам чеховских произведений были пародии. В одной из них — «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?» — молодой писатель защищал «большую прозу» от поставщиков низкопробной беллетристики. Но подчас объектом чеховской иронии становились и крупные художники-романисты. Молодой Чехов обладал удивительной способностью схватывать самые характерные черты стиля того или иного писателя. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть пародии «Тысяча одна страсть, или Страшная ночь», в которой молодой юморист заостряет особенности художественной манеры французского писателя В. Гюго, и «Летающие острова», где объектом его внимания был автор научно-фантастических романов Ж. Верн.

«Ненужная победа»

Одну из повестей начала 80-х гг. — «Ненужная победа» — Антон Павлович Чехов написал на пари — поспорив с редактором журнала «Будильник», что сочинит повесть «в духе» венгерского романиста Мавра Иокая (Мора Йокаи). И когда эта повесть, где кипят бурные страсти, появилась в печати, читатели действительно обращались к издателю с вопросом, не новое ли это произведение Мора Йокаи.

Из ранних повестей Чехова, к числу которых, кроме «Ненужной победы», можно отнести «Зеленую косу», «Живой товар», «Цветы запоздалые» и «Драму на охоте», наибольший интерес представляют две последние.

«Цветы запоздалые»

«Цветы запоздалые» (1882) написаны в стилевой манере, характерной для раннего Чехова. Повествователь вмешивается в действие, комментирует происходящее, придает определенный иронический оттенок некоторым мелодраматическим ситуациям, в которые попадает героиня повести княжна Маруся Приклонская, принадлежащая к знатному, но обедневшему дворянскому роду. Семья Приклонских с трудом сводит концы с концами, а в это время сын их бывшего крепостного Николай Топорков становится известным в городе врачом и разъезжает на паре лошадей. В основе сюжета произведения — история тайной любви Маруси к Топоркову, его позднее духовное прозрение.

Многие мотивы и образы этой повести предваряют темы и сюжеты более поздних произведений Чехова. Так, например, в характере Топоркова есть некоторые черты, сближающие его с доктором Ионычем («Ионыч»).

«Драма на охоте»

Повесть «Драма на охоте» (1884) — самое большое прозаическое произведение Чехова. Она вызвала и вызывает пристальное внимание исследователей, спорящих о том, является ли «Драма на охоте» пародией, мелодрамой или своеобразным реалистическим произведением — в духе распространенного в то время газетного романа. Бесспорно лишь одно — талантливая повесть молодого Чехова, печатавшаяся на страницах малопочтенной газеты «Новости дня», разительно отличалась от многочисленных авантюрных и уголовных романов, заполнявших страницы подобных изданий и ориентированных на невзыскательные вкусы читателей.

Сюжет повести развивается по правилам детективного романа: неожиданные повороты действия, любовная драма, два убийства, и, как этого требуют законы жанра, только в конце становится известно — кто же настоящий преступник. Но в то же время содержание «Драмы на охоте» шире условных рамок детектива. Автор рисует картины жизни провинциальной России своего времени, создает яркие, реалистические образы, стремится обнаружить моральные и общественные корни преступления. Повествование ведется от лица судебного следователя Камышова — и по мере проникновения в тайные мотивы преступления читатель начинает понимать, что корни зла, причина «драмы на охоте» — в нравственном компромиссе героев романа, в имущественном неравенстве и развращенности общества.

«Степь»

В 1888 г. появилась в печати повесть «Степь», которую сам писатель считал этапной, видел в ней свой дебют — уже не как юморист, а как серьезный писатель. Пожалуй, ни об одном произведении (если не считать пьесу «Иванов») не имеется столько авторских высказываний, как о «Степи». Именно в эту повесть вложил Чехов самые дорогие для него образы и картины, а многое из того, что пережил герой повести, мальчик Егорушка, связано с детскими и отроческими воспоминаниями самого Чехова. Чтобы оживить эти давние впечатления, он отправился весной 1887 г. на родину, побывал в Таганроге, ездил в степные районы. Письма Чехова от января — февраля 1888 г. передают его волнения и тревоги. Наконец, когда повесть была окончена, автор, все еще сомневаясь в успехе, заметил: «во всяком случае, она мой шедевр, лучше сделать не умею».

Новаторскую сущность «Степи» уловил поэт А. Плещеев. «Пускай в ней нет того внешнего содержания — в смысле фабулы, — писал он Чехову, — которое так дорого толпе, но внутреннего содержания зато неисчерпаемый родник». Это внутреннее содержание не сразу открывается читателю. Но постепенно, страница за страницей, рассказ о том, как мальчик Егорушка едет из родного гнезда в город, в гимназию, вырастает в широкое повествование о родине и ее народе. Степь, которую видит мальчик, широка и прекрасна, к лицу ей были бы богатыри. Но вместо них Егорушка встречает обездоленных бедняков, слышит заунывную песню женщины, и эта песня как бы сливается с жалобой засыхающей степной травы. По степи, как коршун, кружится богач-купец Варламов. Чистая душа ребенка созвучна красоте природы, полна сочувствия простым людям, но отвергает деловой фанатизм, душевную сухость Варламова.

Целая вереница людей проходит перед глазами Егорушки. И только один раз на его пути попался счастливый человек, но вскоре и он исчез, оставив у встретившихся с ним тоскливое чувство и ощущение случайности, призрачности счастья.

«Степь» вызвала многочисленные отклики современников. Восторженно отнеслись к ней Д. Григорович, А. Плещеев, В. Гаршин. Даже обычно скептический М. Салтыков-Щедрин заметил: «это прекрасно». Однако раздавались и другие голоса. Лидер народнической критики Н. Михайловский упрекнул Чехова: «Читая, — писал он, — я точно видел силача, который идет по дороге, сам не зная куда и зачем...»

Антон Павлович Чехов вначале мыслил «Степь» как более широкое полотно. Он хотел рассказать о дальнейшей судьбе Егорушки. По замыслу Чехова русская действительность такова, что этот чуткий мальчик, став взрослым, должен непременно кончить «плохим».

«Скучная история»

Повесть Чехова «Скучная история» (1889) имеет подзаголовок «Из записок старого человека». Повествование ведется от лица известного профессора-медика, за плечами которого большое и, казалось бы, славное прошлое. Но на склоне лет Николая Степановича начинает мучить мысль, что в его жизни не хватало чего-то самого важного. Размышляя над причинами своей бессонницы, своего отчуждения в семье, видя собственное бессилие помочь воспитаннице Кате, самому дорогому для него человеку, профессор приходит к горькому выводу. «Каждое чувство, — говорит он, — и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей, или богом живого человека. А коли нет этого, то значит, нет и ничего».

Автору «Скучной истории» не было и 30 лет, тем удивительнее казалось его проникновение в духовный мир старика-ученого, умение передать его манеру думать и говорить. А чуткий читатель почувствует и вложенную в повесть авторскую боль.

«Дуэль»

В следующем, 1890 г. Антон Павлович Чехов совершил свой гражданский подвиг — поездку на «каторжный» Сахалин. Творческим результатом поездки явились очерки «Из Сибири» и книга «Остров Сахалин». И не только они. По словам Чехова, все, что он написал после, было «просахалинено». Так, в повести «Дуэль» (1891), действие которой происходит на Кавказе, в городке у моря, с первых же страниц возникает мотив тюрьмы, каторги. Герой повести, Лаевский, оказавшийся на Кавказе с женщиной, которую он увез от мужа, начинает тяготиться своим положением и мечтает вернуться «в Россию».

Колодцем, на дне которого томятся приговоренные к смерти, представляется ему Кавказ.

В центре внимания писателя — нравственный поединок двух героев. Один из них, Лаевский, погружен в самоанализ и представляет себя вторым Гамлетом, «лишним человеком», стремясь придать тем самым большее значение своим чувствам и переживаниям. Лаевский, его слова, его поведение возбуждают жгучую ненависть в зоологе фон Корене, который считает, что таких, как Лаевский, с его праздностью, безответственностью, бесхребетностью, надо уничтожать или, по крайней мере, держать в строгой изоляции, ссылке, даже в кандалах. Дуэль Лаевского и фон Корена началась раньше, чем они решили взять в руки пистолеты, и закончилась позже, чем завершился поединок. Лаевский слаб, безволен, но он прав, осуждая бесчеловечность фон Корена. «Мы для него только рабы, мясо для пушек, вьючные животные», — говорит Лаевский. Слова фон Корена об уничтожении «хилых и негодных» человеческих особей для сохранения «культуры» воспринимаются современным читателем, обогащенным опытом новейшей истории, особенно остро. Чехов опровергает философию фон Корена, показывая, как в конце повести Лаевский под влиянием тяжелых нравственных потрясений начал борьбу за иное, достойное человека существование.

«Палата № 6»

«Палата № 6» появилась в печати в 1892 г. Действие повести происходит в основном в больнице, в палате для душевнобольных. Но как похожа эта больница на тюрьму! В самом начале повести автор сообщает, что больничное здание, флигель, серый забор с гвоздями остриями кверху «имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой... бывает только у больничных и тюремных построек». Окна больницы закрыты решетками, а рядом с ней находится здание настоящей тюрьмы.

Так же, как и в повести «Дуэль», здесь сталкиваются представители двух разных мировоззрений, разного отношения к жизни. Иван Дмитриевич Громов, страдающий манией преследования, всегда возбужден и взволнован. Все формы притеснения вызывают его негодование. Доктор Рагин, заглядывающий в палату № 6, чтобы побеседовать с интересным больным, убеждает Громова относиться ко всему спокойно и, презрев страдания и мирскую суету, наслаждаться возможностью свободного мышления, так как между уютным кабинетом и страшной палатой № 6 нет якобы никакой разницы. Но когда самого Рагина заперли в этой палате и железные кулаки сторожа Никиты обрушились на него, он понял, какой не только убогой, но и вредной была его жизненная позиция.

Произведение вызвало широкий общественный резонанс, многочисленные отклики читателей и критики. Высоко оценил произведение Л. Толстой, а писатель Н. Лесков сказал: «Всюду — палата № 6. Это — Россия».

«Рассказ неизвестного человека»

Замысел повести «Рассказ неизвестного человека» (1893) относится к 1887 г., когда Чехова заинтересовала судьба социалиста — участника народовольческого движения. Но революционное прошлое героя, от лица которого ведется рассказ, остается за рамками повести. Мы встречаемся с «неизвестным» в то время, когда он по заданию тайной организации поступил лакеем в дом петербургского чиновника Орлова. Отец Орлова, крупный государственный деятель, является врагом того «дела», которому служит «неизвестный».

Чехов сосредоточивает внимание читателя не на поступках «неизвестного», а на его внутреннем мире. В душе «неизвестного» произошел переворот, его прошлая деятельность, которой он так гордился, теперь пугает его, заставляет испытывать угрызения совести.

Трагедия «неизвестного» в том, что, утратив старые убеждения, он не обретает новой веры. А жизнь без «общей идеи» бессмысленна, страшна. Повесть проникнута мыслью о необходимости высоких, настоящих целей, о деятельности, направленной на большие общественные задачи. «Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю» — так говорит «неизвестный» в конце повести, оглядываясь на пройденный путь.

«Три года»

Повесть «Три года» (1894) была первоначально задумана Чеховым как роман. Но писатель предпочел отказаться от некоторых сюжетных линий и сконцентрировал свое внимание на драматической истории человека, которому деньги не только не принесли радости, но лишили его душевного покоя, обезличили. Алексей Лаптев, главный герой повести, представитель крупной московской торговой фирмы, ничем не напоминает традиционных «Тит Титычей», как старого, так и нового, европеизированного образца. Это интеллигентный, деликатный человек, живущий напряженной духовной жизнью. Принадлежность к «именитому» купеческому роду угнетает его. Его мучит мысль, что любимая девушка соглашается на брак с ним только потому, что он богат. Он убежден, что миллионы и «дело» в результате погубят его.

В конце повести Лаптев ночью, выйдя из амбара, где производил подсчет своих доходов, услыхал за забором чье-то страстное объяснение в любви. И он задумался о том, какая чудная, поэтическая жизнь могла бы быть у него, если бы он решился уйти из своего амбара. Но Лаптев с грустью признается себе, что изменить жизнь ему мешает «привычка к неволе, к рабскому состоянию».

«Три года» — одно из самых значительных произведений Чехова, раскрывающих подавляющую, губящую человека власть денег.

«Моя жизнь»

Повесть «Моя жизнь» (1896) написана от лица главного героя Мисаила Полознева. Мисаил, сын городского архитектора, человека состоятельного, порывает со своей средой. Он не может спокойно видеть то, с чем легко мирятся люди его круга или чего они просто не замечают. Его начинает мучить вопрос — для чего живут шестьдесят тысяч жителей города, в котором его отец строит такие нелепые, уродливые дома. Мисаил круто изменяет свою жизнь, решив добывать средства к существованию физическим трудом.

Большое место в повести занимает история любви Мисаила и Маши Должиковой, дочери богатого инженера, красивой, талантливой девушки, которая решает разделить судьбу Мисаила. Однако их совместная жизнь среди народа разочаровывает ее и приводит к мысли, что нужны иные, более эффективные формы деятельности. Но для себя Маша выбирает не трудную дорогу поисков этих новых форм, а спокойное, удобное, обеспеченное существование. Иная позиция у Мисаила. И хотя прозвище «маленькая польза», которым его наградили уличные мальчишки, не лишено смысла, сочувствие читателя на стороне этого человека с чуткой совестью.

С 1892 по 1898 г. Чехов жил в своем подмосковном имении Мелихово. «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить среди народа», — говорил Чехов. По свидетельству младшего брата писателя М. П. Чехова, он «изучил мужицкую жизнь во всех проявлениях, близко сошелся со всеми соседями-крестьянами...».

«Мужики»

Повесть «Мужики» (1897) была написана в Мелихове и на мелиховском материале. Сюжет произведения несложен: заболевший лакей «Славянского базара» Николай Чигильдеев решает ехать с женой и дочерью в родную деревню. Деревенская жизнь по давнишним детским воспоминаниям представляется ему светлой, радостной. Но не такова она в действительности. Безысходная нужда, «тяжкий труд, от которого по ночам болит все тело, жестокие зимы, скудные урожаи», а главное — сознание, что «помощи нет и неоткуда ждать», ожесточают людей, делают их грубыми, злыми. Писатель рисует страшные картины деревенского быта: пьянство, бесконечные ссоры, драки. Но при этом Чехов сострадает мужикам, так как «в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдания».

Чеховская повесть произвела ошеломляющее впечатление и замечательным мастерством, и беспощадной правдивостью. Повесть опровергала народнические иллюзии, веру в незыблемость деревенских «устоев», целебную силу общины. Поэтому критика народнического толка упрекала писателя в сгущении красок, в том, что он якобы противопоставляет деревенской «тьме» городскую цивилизацию. Однако этот упрек опровергается самим Чеховым. Из его заметок для второй части повести видно, что автор думал рассказать о дальнейшей жизни в городе жены Николая Ольги и его дочери Саши, которая опускается на самое дно, становится проституткой.

«В овраге»

Повесть «В овраге» (1900), тесно примыкая к «Мужикам», является в то же время новым этапом в «крестьянском цикле» Чехова. Действие ее происходит в селе Уклееве, расположенном в овраге. Около него — три дымные фабрики, заражающие воздух и загрязняющие отбросами воду в речке.

С первых же страниц повести читатель погружается в темный, страшный мир. Самый состоятельный человек в селе Григорий Цыбукин, владелец бакалейной лавки, разбогател, тайно торгуя водкой, скотом, хлебом. Все в доме Цыбукина построено на сознании, что деньги — главная сила, а то, каким они путем добываются, неважно. Преступление порождается страстью к наживе. Одна из невесток хозяина — Аксинья — облила кипятком маленького сына другой невестки, тихой, кроткой Липы, только за то, что Цыбукин записал на него несколько десятин земли в Бутекине, где Аксинья решила строить кирпичный завод.

С пронзительной силой написана Чеховым сцена, когда Липа возвращается из земской больницы с мертвым ребенком на руках и, чувствуя смертную тоску, мечтает о встрече с людьми, о человеческом сострадании. Судьба дарует ей эту встречу в лице обыкновенных возчиков на подводах. И один их них, мудрый старик Вавила, находит самые нужные слова: «Жизнь долгая, — будет еще и хорошего, и дурного, всего будет. Велика матушка Россия!.. Я во всей России был и все в ней видел, и ты моему слову верь, милая...». И горе Липы как бы растворяется в реке народного горя России и освещается надеждой народа на то, что «будет еще и хорошего».

Вавила, плотник Костыль, убежденный в том, что «старше» на земле тот, «кто трудится, кто терпит», Липа, ушедшая от Цыбукиных в поденщицы, — мироощущение этих людей является залогом того, что темное цыбукинское царство, жизнь «в овраге» не вечны.

М. Горький отметил, что в этом произведении, трагическом и мрачном до ужаса, сильнее, чем прежде, звучит «нота бодрости и любви к жизни». Эта жизнеутверждающая нота в творчестве Чехова рождалась от ощущения широты и богатства родины, от сознания нравственной красоты человека из народа, сумевшего, несмотря на невыносимо тяжелые условия существования, сохранить чистоту души, чувство собственного достоинства, веру в то, что труд возвышает человека.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Категория: Чехов А.П. | Добавил: katerina510 (18.03.2020)
Просмотров: 32 | Теги: творчество Чехова, Чехов