Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Периоды творчества Чехова и основные произведения

  • Статья
  • Еще по теме

«Русская жизнь бьет русского человека так, что мокрого места не остается…»

Первый период творчества Чехова – 1880-1887 годы

Чехов создает небольшие юмористические рассказы, которые печатает в юмористических журналах того времени. В ранних рассказах «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и других молодой писатель высмеивал такие пороки, как лицемерие, чинопочитание, приспособленчество. Эти рассказы представляют собой бытовую сценку-диалог, где участвуют несколько действующих лиц.

Рассказ «Ведьма» (1886) – одно из самых талантливых произведений молодого Чехова.

Поздний зимний вечер. Автор как бы подглядывает в замерзшее окно дьячковой сторожки. В повествовании участвуют четыре героя: дьячок Савелий, его жена Раиса Ниловна, почтальон и ямщик. В рассказе описаны события всего лишь нескольких часов. Но за это короткое время Чехов полностью раскрывает жизнь и характер главного действующего лица – дьячихи.

Молодая красивая женщина, полная сил, по воле судьбы, становится женой грубого, грязного, недалекого Савелия. Всю свою жизнь она вынуждена проводить лишь в его обществе, в грязи и нищете. Повседневная ее жизнь была погружена в однообразие и сон. Редким утешением в ее жизни были случайно заблудившиеся в ночи гости. Ее интересовало в них все: новые лица, другая незнакомая ей жизнь, мужская красота.

В тот самый вечер, когда мы знакомимся с героями рассказа, случайным гостем сторожки стал молодой почтальон. Сколько надежд вложила дьячиха в эту встречу! Муж Савелий, по глупости своей видевший в жене бесовское начало, ни на минуту не оставил ее наедине с почтальоном. Обуреваемый ревностью и суеверием, он всячески изводит свою жену, «ведьму». Да разве угрозами и ревностью удержишь молодую женщину? Нельзя сказать, что Савелия не привлекала Раиса Ниловна, именно ее колдовство в его глазах и придавало ей особую поэтичность и загадочность. Красивая, гладкая, белая женщина оказалась ему недоступной. Это странное чувство как бы льстило ему. Ведь эта женщина была его собственной женой. Он мог издеваться над ней, запугивать ее. Савелий мучался своим положением, изводился от бессилия перед дьячихой. Положение Савелия как мужа весьма незавидное. Ведь ненависть и презрение дьячихи будут с каждым днем возрастать. Она уже не скрывает от него, что желала бы ему и смерти, лишь бы только избавиться от его кабалы. История с почтальоном, вызвавшая в Раисе Ниловне столь много чувств, в том числе ненависть к мужу, лишь начало развязки их семейной драмы. Чехов оставляет своих героев в самый напряженный момент, предлагая нам домыслить финал их отношений.

Жалкая атмосфера жизни в дьячковой сторожке передает общий дух быта полунищей безграмотной России. Семьи, в большинстве случаев основанные не на любви, а на воле родителей, на копеечном расчете, убивали души. В результате – постылые жены и мужья, ненавистные отношения друг к другу. Маленькая сценка с дьячихой содержит в себе глубокий социальный смысл.

Второй период творчества Чехова – 1888-1895

В январе 1888 года Чехов начал работать над первой своей большой вещью – повестью «Степь» для «толстого» журнала «Северный вестник».

Герой произведения – девятилетний мальчик Егорушка. Отца у него нет. Мать уговорила своего брата отвезти мальчика в гимназию в уездный город. Мальчик едет по степи вместе с дядей Иваном Ивановичем Кузьмичевым и священником отцом Христофором. Уезжая из городка, Егорушка с особенным чувством вспоминал о бабушке, которой уже не было в живых.

В начале повести Егорушка чувствовал себя маленьким барином. Связь с родным домом была порвана не сразу. Егорушка сознавал себя племянником Кузьмичева, он участвовал в деле Ивана Иваныча – догнать купца Варламова.

Дядя бросает мальчика на попечение знакомых мужиков-подводчиков, потому что его больше всего интересует коммерция и он не думает о том, что Егорушка будет страдать от одиночества.

У Егорушки и этих забитых жизнью людей не было ничего общего. Никто им не интересовался, никто его не приласкал. Бывший певчий Емельян в церкви его отгоняет, в тот момент, когда мальчику более чем когда-либо нужна ласка. Вася не обращает на него внимания. Все остальные тоже равнодушны к Егорушке. Егорушка понял, что эти люди в прошлом были счастливы, а в настоящем – нет. Они все ему кажутся какими-то неполноценными. Все эти люди духовно не развиты, как и дед Пантелей, и ему было очень одиноко среди них. Егорушка опять вспоминает бабушку. Он боится одиночества, а одиночество и смерть для него одно и то же.

Неожиданная встреча с хозяином степи Варламовым разочаровала мальчика. Варламов отличался от дяди властью, сознанием купеческой силы.

В конце поездки степь начала внушать людям чувство тоски. Степь у Чехова – это олицетворение человеческой жизни; на степи как бы отражается все, что происходит в душе человека. В людях, особенно в Дымове, и даже в Егорушке нарастали раздражение, злоба и ненависть. Гроза – кульминация повести. Изображая грозу, Чехов создает импрессионистический пейзаж, он передает настроение, впечатление от грозы. В описании грозы используются элементы волшебной сказки.

Степь, где нет ничего, кроме степной травы и жажды, – это символ одиночества, пустоты. Это повесть об одиночестве, о том, как брошен девятилетний мальчик на произвол судьбы.

Слова немецкого поэта Рильке «Есть между жизнью и большой работой старинная какая-то вражда…» могли бы быть эпиграфом к повести «Скучная история» (1889). Герой произведения Николай Степанович – крупный ученый, предан науке, которую очень любит, в то же время это невзрачный, скучный, серый (излюбленный чеховский цвет) человек, жизнь которого самая обыкновенная «скучная история». Николай Степанович – эгоист. Его никто не волнует: ни жена, ни родная дочь Лиза, ни приемная дочь Катя. Он может думать только о себе. Поэтому «Скучная история» написана от первого лица. Ко всему остальному он равнодушен. Философия Николая Степановича – это философия эгоиста.

Чеховская повесть «Дуэль» (1892) – пародия на романтизм и одновременно тонкий анализ современной Чехову молодежи. Автор пародирует роман Лермонтова «Герой нашего времени»: фон Корен – Печорин, Лаевский – Грушницкий, Самойленко – Максим Максимыч; действие происходит на Кавказе. Но в повести Чехова все заканчивается хорошо: Лаевский исправляется, а фон Корен, мечтавший убить его, публично просит у него прощения.

«Жизнь – ловушка» – основной мотив повести «Палата № 6» (1892). Главный врач больницы Андрей Ефимович Рагин нашел единственного собеседника, это пациент палаты для сумасшедших № 6 Иван Дмитриевич Громов, страдающий манией преследования. Обывателям непонятны тяга Андрея Ефимовича к Громову и их беседы на философские темы. В конце концов обыватели признают Рагина сумасшедшим, его увольняют с работы, не дав даже пенсии. Вскоре он оказывается тоже пациентом палаты № 6. Перед смертью он прозревает и понимает, что сам виноват в том, что столько лет эти люди страдали, а «он не знал и не хотел знать этого».

Герой повести «Черный монах» (1894) магистр Коврин решил, что он гениален. Это убеждение поддерживает в нем являющийся ему в галлюцинации черный монах. Коврин женится на Тане, дочери известного садовода Песоцкого, в доме которого он воспитывался после смерти родителей и который любил его как сына. Таня вначале убеждена в гениальности мужа, но затем она видит, что он сумасшедший, и по совету отца начинает его лечить. Коврин становится скучным, неинтересным человеком. Он во всем обвиняет жену и тестя. Они разводятся. В конце произведения Коврин получает от Тани письмо, написанное в день смерти ее отца. Она проклинает бывшего мужа. В это время является черный монах, говорит Коврину о его гениальности, и Коврин, счастливый, умирает. Образ, давший заглавие повести, не был выдуман писателем. Черный монах приснился Чехову. Этот сон взволновал писателя, как об этом вспоминает его брат Михаил. Черный монах – это образ смерти. А Коврин думает, что он поведет его к новой, лучезарной жизни. «Черный монах» напоминает ницшеанскую идею о сверхчеловеке. Как только Коврин решил, что он принадлежит к разряду необыкновенных, гениальных людей, он стал разрушителем своей жизни и жизни близких ему людей.

Третий период творчества Чехова – 1896-1904

Теме обывателей – одной из главных в творчестве Чехова – посвящен рассказ «Ионыч» (1898). Рассказ состоит из трех частей и эпилога. Первая часть посвящена изображению семьи Туркиных, «самой образованной и талантливой», по мнению жителей города С. На самом деле Чехов тонко показывает мещанский, претенциозный характер этой семьи. Но молодому доктору Старцеву нравится бывать в этой семье. К тому же он влюблен в дочь Туркиных Екатерину Ивановну (Котика). Во второй части показан Старцев через год после приезда в город С. Изображаются взаимоотношения Старцева и Котика. Котик, мечтающая стать великой пианисткой, не соглашается принять предложение Старцева. В третьей части мы видим доктора еще через 4 года. Старцев превратился в Ионыча, который теперь внушает уважение и страх обывателям города как «хозяин» жизни, столп общества. Вся его страсть ушла в накопительство. Он встречается с Екатериной Ивановной, которая разочаровалась в своем таланте пианистки. В душе Ионыча зажегся огонек. Котик говорит ему: «Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным…

Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас». 

Он увидел, что Котик теперь точно так же ошибается в нем, как когдато она ошибалась в своих музыкальных способностях. Он понимает, что потом будет такое же разочарование в нем, как в музыке теперь.

Это рассказ о деградации человека, о его духовной смерти. Композиционный центр произведения – описание кладбища, где влюбленный Старцев напрасно ждет Котика. Показана борьба темных и светлых сил. В этом описании предрешен финал рассказа. Темное побеждает: «будто опустился занавес». Мертвый город, самым живым местом в котором является кладбище. Это один из самых трагических рассказов Чехова, крик отчаяния.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 129