Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Нина Заречная в пьесе "Чайка" Чехова: характеристика героини

  • Статья
  • Еще по теме

Заречная Нина Михайловна в пьесе Чехова «Чайка» — красивая девушка 18—19 лет (в IV действии ей — 20—21) с нежной улыбкой и выражением ангельской чистоты и кротости на лице; дочь богатого помещика.

По всей видимости, Нина Заречная была нелюбимым ребенком в семье: ее мать перед смертью завещала все свое состояние мужу, который, женившись второй раз, перевел его на имя мачехи Нины, по сути дела, лишив дочь наследства. Отец и мачеха держат девушку в строгости, не разрешая ей посещать усадьбу их соседа Сорина, где бывают артисты и писатели, так как с их точки зрения там царит атмосфера «богемы». Для Нины Заречной же дом отца подобен «тюрьме», и при первой возможности она вырывается оттуда, убегая к соседям.

Нина, как всем кажется поначалу, влюблена в Треплева, в необычной пьесе которого, поставленной в домашнем театре, она играет «мировую душу». На самом деле в усадьбу Сорина ее влекут слепой восторг и преклонение перед бывающими там «знаменитостями» — матерью Треплева Аркадиной и ее другом писателем Тригориным. Нина Заречная, сама страстно желающая стать великой артисткой и мечтающая о шумной славе, считает их необыкновенными людьми, стоящими над толпой и не обладающими обычными человеческими слабостями и недостатками, она с трудом совмещает в своем сознании их идеальный образ с тем, что видит в реальности. Однако вера в идеал побеждает, и знание о том, что, например, знаменитый писатель Тригорин может целый день посвятить ужению рыбы, а знаменитая актриса Аркадина может быть несправедлива, груба и капризна, не мешает ей восхищаться ими обоими.

После знакомства с Тригориным от ее девической влюбленности в Треплева не остается и следа, разочаровывается она и в его таланте, в котором она, впрочем, сомневалась с самого начала (пьеса Треплева не нравилась ей тем, что в ней «нет живых лиц» и «мало действия»), тригоринские же рассказы для нее — чудо совершенства. Нина Заречная в пьесе «Чайка» Чехова сама признается Тригорину в любви к нему и, чувствуя, что готова следовать за ним всюду, где бы он ни оказывался, бросает отца, дом и уезжает вслед за своим кумиром в Москву с твердым решением стать актрисой. После непродолжительного романа с Тригориным она оказывается брошенной им, у нее рождается ребенок от него, вскоре умирающий, а попытки утвердиться на сцене также не приносят ей того удовлетворения и славы, о которых она мечтала.

Нина дебютировала под Москвой, в дачном театре, потом поехала в провинцию, где бралась за большие роли, но играла неумело, грубо и безвкусно. Вероятно, именно в это время она пишет одно за другим письма Треплеву, подписываясь «чайкой» — с явным намеком на записанный при ней Тригориным «сюжет для небольшого рассказа» о девушке, живущей на берегу озера и свободной, как чайка, которую от нечего делать погубил охотник, некий случайно попавшийся на ее пути человек. Единственное, в чем Нина, сломленная судьбой, но не пожелавшая порвать со сценой, может теперь черпать нравственную поддержку, это убеждение, что главное в актерском ремесле — «умение нести свой крест», т. е. терпеть и веровать в свое призвание вопреки неудачам. Об этой своей новой — купленной ценой тяжелейших страданий — вере она сообщает Треплеву, когда через два года после отъезда неожиданно возвращается в родные места; но спасительная мощь этой веры частично поставлена под сомнение тем, что, говоря о ней, девушка находится в странном состоянии, немного похожем на легкое помешательство: мысли ее путаются, она с трудом подбирает слова, то и дело, как будто вспомнив о чем-то самом главном, называет себя «чайкой»; непонятно, зачем она зашла к Треплеву: то ли для того, чтобы вспомнить о той наивной и чистой любви, которая когда-то была между ними, тогда еще не знавшими, как жестоко расправляется жизнь с мечтами молодости; то ли для того, чтобы убедиться, что Тригорин, которого она любит по-прежнему, действительно вернулся к Аркадиной и теперь вместе с ней, как слышит Нина Заречная, смеется над чем-то в соседней комнате. Нина расстается с Треплевым, не подозревая, что своим уходом, как и откровенным признанием, что все еще любит Тригорина, лишает своего друга юности последней надежды и тем самым невольно способствует тому, чтобы он решился на роковой шаг — самоубийство.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:
Просмотров: 14106