Творчество Державина Г.Р. (конспект лекции)
1. Характеристика творчества Державина 2. Черты реализма в творчестве Державина 3. Изображение личности в творчестве Державина 4. Произведения Державина 1. Характеристика творчества ДержавинаТворчество Гаврилы Романовича Державина сыграло огромную роль в развитии русской литературы конца XVIII в. — начала XIX в., так как способствовало ее освобождению от отжившего к тому времени классицизма и формированию нового прогрессивного литературного направления реализма. Творчество Державина тесно связано с общеевропейскими и русскими передовыми идеями и течениями конца XVIII в. Державин сделал для развития русской литературы следующее: ✓ первым усвоил тенденции литературного направления романтизма, которое активно развивалось в то время в Европе, и постепенно подготовил развитие этого направления в русской литературе; ✓ ярко выразил тенденции развития европейской и русской культуры своего времени; ✓ ввел в русскую поэзию элементы романтизма, фольклора; ✓ разрушил тенденции классицизма в русской поэзии и литературе в целом, создав почву для развития романтизма, а затем и реализма. Поэзия Державина имеет следующую идейную характеристику: ✓ принятие самодержавия и действующей власти, но при этом критика недостойных правителей; ✓ культ служения русскому обществу, и в этом заключается задача поэта; ✓ создание и проповедование высокого гражданского идеала вельможи и даже царя как слуги общества, принесшего себя в жертву ради блага общества, и этот идеал является критерием оценки реальных людей и их деятельности на благо государства и общества; ✓ гражданственность поэзии Державина, что дало начало гражданской поэзии Рылеева, Пушкина; ✓ черты патриотизма в поэзии и воспевания величия Отечества, составляющие одну из главных особенностей творчества Державина; ✓ проповедование идеи спокойной, приятной, радостной жизни, что не идет у Державина в разрез с его высокими гражданскими идеалами и патриотизмом. 2. Черты реализма в творчестве ДержавинаТворчество Державина, являясь предвестником реализма в русской литературе, имеет следующие черты этого направления: ✓ постановка реалистической задачи в поэзии, которая сводится к изображению индивидуальных черт, явлений, быта и окружающей действительности в ее реальном неподдельном характере; ✓ воплощение страны и времени в первую очередь в людях и обыденных явлениях, а не в идейных высотах, что характеризовало творчество Державина как тяготеющее к реализму в русской литературе; ✓ изображение конкретных явлений, людей и предметов, а не их анализ, что также говорит о чертах реализма в творчества поэта; ✓ открытие природы для русской поэзии и новых способов ее изображения: ярких, настоящих, реальных, а не условных картин природы; ✓ игнорирование жесткого деления литературы на жанры, что имело следующее выражение в произведениях Державина: • название любого стихотворного произведения Державина одой; • использование тех средств выразительности, которые близки автору, даже если они не соответствуют выбранному жанру; • сочетание в одном стихотворении разных размеров; • использование и экспериментирование с разными метрическими формами, строфами, размерами, иногда - использование вольного стиха; ✓ новаторство литературного языка и стиля, который у Державина имеет следующие особенности: • разработка легкого короткого интимно-лирического стихотворения параллельно с крупными поэтическими формами; • стремление к изяществу стиля и стиха, к улавливанию и выражению мимолетных, едва заметных настроений, картин живой природы, человека, мира, жизни; • использование речевых оборотов, не свойственных предшественникам Державина, среди которых можно выделить: - выражения разговорной речи, окрашенной явно демократически; - связь речи с фольклором; - отказ от использования свойственной тому времени салонной дворянской речи; • использование низких и простых оборотов не только в сатире, но и в "высоких" жанрах, например в оде. 3. Изображение личности в творчестве ДержавинаНоваторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы: ✓ способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его "безликим" героем, не имеющим своей индивидуальности; ✓ подготовила "рождение человека" в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в. Изображение личности у Державина имело следующие особенности: ✓ открытие национального определения человеческой личности, т. е. рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем: • образах русской природы; • картинах русского быта; • описании идеала человека; • демократизме идеального героя; • особенностях поэтической речи; ✓ изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни; ✓ создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру; ✓ неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе; ✓ создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека. 4. Произведения ДержавинаПеру Державина принадлежит множество стихотворных и прозаических произведений и од. Творческое наследие Державина включает в себя следующие произведения: ✓ первые литературные опыты: • прозаический перевод с немецкого (1773), явившийся его первой литературной работой и вышедший анонимно; • сборник од "Оды переведенные и сочиненные при горе Читалагае", в который были включены как переводные, так и оригинальные произведения; ✓ первые значительные произведения (1779), в которых начинает формироваться его собственный индивидуальный литературный стиль, и к этим произведениям относятся: • ода "Ключ", в которой проявились яркие образы природы и конкретная словесная речь; • ода "На рождение порфирородного отрока"; • ода "На смерть кн. Мещерского", в которой был открыт для читателя лиризм индивидуальной человеческой души; ✓ ода "Бог" (1780-1784), ставшая одним из знаменитых произведений Державина, и в ней он, развивая идеи поэзии раннего английского романтизма, выступает против атеизма французских материалистов; ✓ похвальная ода "К Фелице" (1782), принесшая автору известность и признание в широких кругах, в том числе при дворе, и содержащая в себе новую систему стихосложения, которая имела следующие особенности: • похвала императрице; • живая речь и простое подлинное лирическое изложение; • насыщенность шутками, чертами быта, сатирическими образами, в том числе сатирой на придворных; • изображение действительности во всем ее многообразии; • переплетение высоких и низких, лирических и сатирических черт; ✓ множество од, насыщенных элементами сатиры, и од на гражданские темы, не имеющих той "высокой" напыщенности, которая была свойственна старому поэтическому стилю. Среди которых: • "Ода на взятие Измаила" (1790), не содержащая сатиры и выполненная в величественных тонах, что также явило собой новую творческую победу Державина; • ода "Вельможа" (1790-е гг.), содержащая в себе черты гражданско-сатирической оды с сатирой на пороки правящих кругов; • ода "Водопад" (1790-е гг.), являющаяся крупнейшим произведением автора; ✓ "Евгения. Жизнь Званская", явившаяся одним из величайших шедевров автора и дающая реалистичные и в то же время проникнутые глубоким лиризмом картины мира, жизни, быта со всеми их подробностями. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 17062
| |