Характеристика героев романа "С земли на луну прямым путем за 97 часов 20 минут"
Юмором окрашены характеристики главных персонажей, причем реалистическая характеристика Мастона временами приобретает явно гротескный характер. Этот искуснейший математик, делающий буквально на ходу любые расчеты, в уме извлекая кубические корни и на память выписывая нужные формулы, предельно пылок и нетерпелив. Увлекшись идеей Барбикена, он никак не может дождаться отливки колумбиады и едва не изжаривается живьем, подбежав слишком близко к пышущей жаром шахте. Его же только чудом спасает полковник Блемсбери, когда он едва не сваливается в приступе восторга в жерло колумбиады. Восхищенный заявлением Ардана, что «расстояние — пустое слово», Мастон отчаянно кричит и жестикулирует, опять-таки чудом избегая падения с эстрады. Он бросается в объятия Барбикена «почти со скоростью пушечного снаряда», а во время выстрела колумбиады «точно снаряд» перелетает через головы сограждан и приземляется в двадцати туазах от старта. Писатель дружески подшучивает над милитаристской страстью Мастона, тщетно выискивающего всюду casus belli, он верит в то, что наука способна сама исправлять нравы, прививать людям отвращение к войне и направлять их энергию на исследование космоса. И Мастон (в дилогии) — самоотверженный служитель науки, легко отказывается от милитаристских призывов во имя космического полета. Услышав от Ардана, что Земле до совершенства не хватает сущего пустяка — оси, менее наклоненной к плоскости орбиты, — энтузиаст баллистики восторженно вопит: «Выпрямим земную ось!»—быть может намек на тему третьей книги («Вверх дном»), где кардинально изменятся характеристики знакомых по дилогии персонажей, охваченных жаждой наживы. Если портрет Мастона, в сущности, ограничивается пресловутым крючком и черепом из гуттаперчи, то портретная характеристика Барбикена — «янки с головы до ног», сочетающая внешние черты с чертами характера, — широко развернута. Отважный новатор в науке, и любитель приключений, всюду вносивший «практический дух» и не страдавший «рыцарскими наклонностями», с непоколебимым характером, железной волей и сосредоточенным умом, «точным как хронометр», Барбикен был спокойным суровым человеком лет сорока. «Профиль Барбикена неоспоримо доказывал его энергию, смелость и хладнокровие». Явно гротескной деталью является черный шелковый цилиндр «словно привинченный к голове американца», и если невозможно представить себе Мастона без крючка, то столь же недопустимым кажется, чтобы Барбикен расставался с головным убором, хотя бы на ночь. Во время работ по созданию колумбиады он проявляет себя не только как артиллерист, но и как первоклассный организатор, механик строитель и горняк. Заботясь о благополучии рабочих, Барбикен не допускает возникновения эпидемий и доводит до минимума процент несчастных случаев. Вместе с тем «практичный янки» извлекает пользу, взимая плату с туристов, посещающих колумбиаду. Приняв вызов Николя и явившись на место дуэли, мужественный ученый начисто забывает о поединке, думая о способе ослабить толчок при вылете снаряда. Он, не колеблясь, принимает предложение Ардана вместе лететь на Луну. Его антагонист Николь — единственный человек в штатах, протестовавший против проекта Барбикена, вызывает его через газету на пари, что этот проект не удастся реализовать. Это характеризует не только баснословное упрямство Николя, но и американские нравы, отнюдь не вызывающие одобрения писателя. Полной противоположностью деловитым американским ученым является экспансивный француз, несколько авантюристической складки, Мишель Ардан (анаграмма Надара, послужившего прототипом). Его внешний и психологический портрет в не меньшей мере достоин Бальзака, чем портрет Барбикена. Автор с юмором оттеняет ряд портретных деталей: огненную шевелюру, широкие скулы и придающие сходство с котом круглые глаза, не забывая отметить доброе выражение губ и высокий умный лоб неуемного героя. Здоровенный, очень подвижный малый не только добродушен и любознателен, но мужествен и упорен в преодолении препятствий. Отличительной чертой сорокалетнего сорвиголовы является склонность к гиперболам— «юношеское пристрастие к превосходной степени». Ардан остроумен, в меру чудаковат и кичится тем, что презирает ученых, именуя себя «блистательным невеждой». Жюль Верн, обычно весьма скупо использующий метафоры и сравнения, щедро оперирует ими, создавая образ подвижного «как ртуть», весьма «неустойчивого на якоре» Ардана. Чтобы полнее и глубже охарактеризовать бескорыстие никогда и ничего не приобретающего Ардана, автор именует его «своего рода бездонной бочкой Данаид», подчеркивая, что этот беспокойный человек остается общим любимцем, несмотря на «богатую коллекцию врагов». Развернутая авторская характеристика неоднократно подтверждается по мере развития сюжета. Речь Ардана перед огромной аудиторией вполне соответствует его слабости именовать себя профаном и невеждой и при этом доказывать недоказуемое, что особенно ярко проявляется в диалоге с Николем. Источник: Розанова А. А. Социальная и научная фантастика в классической французской литературе XVI-XIX вв. Киев: Издательство «Вища школа», 1974 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2359
| |