Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Жюль Верн

Характеристика героев романа Жюля Верна "Путешествие к центру земли"

  • Статья
  • Еще по теме

В центре романа стоит образ профессора Гамбургского Ио­ганнеума Отто Лиденброка, открывающий галерею образов ученых-чудаков, энтузиастов и фанатиков науки. Если Фергюс­сон был лишен черточек комизма и чудачества, то Лиденброк с избытком наделен ими. Советская жюльверниана (К. Андреев, Е. Брандис, 3. Потапова) справедливо отмечала, что главным героем «Необыкновенных путешествий» становится человек науки, а само исследование, научный поиск — увлекательнейшей авантюрой. По-просветительски веря в преобразующую и гу­манную роль науки, Жюль Верн в начале творческого пути создал, подобно Бальзаку, образы ученых-бессребреников, бес­корыстных служителей знания. И если для «Человеческой ко­медии», разоблачавшей стяжательскую суть буржуазного мира, закономерным было создание обширной галереи скупцов и стя­жателей, то в «Необыкновенных путешествиях» — гимне нау­ки —столь же закономерна галерея образов ученых, нередко чудаковатых и в той или иной мере одиночек вроде Паганеля или Лиденброка. Если скупцов Бальзака сближала только одна черта — скупость, то такой общей чертой героев Жюля Верна становится их одержимость наукой.

Уважаемый всеми профес­сор истинный кладезь знания, но почерпнуть их из него нелег­ко, так как он далеко не блестящий оратор, запинающийся на каких-либо сложных терминах типа «ромбоэдрический». Пере­довой ученый, талантливый геолог, он к тому же и полиглот, овладевший невероятным количеством языков и диалектов. Его портрет — это образец реалистического мастерства, сдобренно­го приличной дозой юмора. Если нос любителя «пьянографии» старого Сешара походит на побуревший виноградный лист, то длинный и тонкий нос ученого напоминает отточенный клинок, якобы (по уверению злых языков) намагниченный и притяги­вающий железные опилки. Автор углубляет эту портретную ха­рактеристику, показывая героя в действии. Вспыльчивость и нетерпеливость, присущие ему, проявляются не только в при­вычке сжимать кулаки на ходу, но и в показе того, как посадив отростки растений, он ежедневно теребит их листочки, надеясь ускорить рост. А по дороге в Данию Лиденброк от нетерпения готов был подталкивать вагон собственными ногами, по ехид­ному замечанию рассказчика. О настойчивости и целеустрем­ленности неистового профессора убедительно свидетельствует его зарок не есть и не спать, покуда не расшифрует таинствен­ную записку Арне Сакнуссема. Несгибаемое мужество, прояв­ляемое Лиденброком во время путешествия, обусловлено его безграничной преданностью науке, во имя которой он стойко переносит муки жажды, оставляя последний глоток воды для племянника. Чрезмерная гневливость и поистине детское тще­славие не дают ему превратиться в «костлявый скелет» (Лес­синг) несгибаемой добродетели и, оттеняя его лучшие качества, делают образ живым, убедительным, многокрасочным и полно­кровным.

Другие образы романа не столь колоритны, хотя реалисти­чески четко обрисованы. Рассказчик — племянник профессора, добропорядочный юноша, живо интересующийся наукой (но без дядюшкиной одержимости) и довольно остроумный малый, хотя юмор его чаще всего мрачноват. Увидев, подъезжая к Копен­гагену, огромное здание больницы для умалишенных Аксель с юмором висельника размышляет о том, что именно здесь им с дядюшкой следовало бы провести свои последние дни. В нем дремлет дядюшкин дух: ему первому пришло в голову взорвать скалу, преградившую путь, которым некогда якобы прошел Сак­нуссем, следы которого они не раз обнаруживали в пути, что вызывало не только энтузиазм исследователей, но и читатель­ский интерес.

Четок и монолитен образ исландца Ганса, неутомимого и невозмутимого труженика, никогда не отступающего перед трудностями, неустанного помощника ученого-энтузиаста, не раз спасавшего жизнь своим спутникам. Это единственный персо­наж, над которым не подшучивают ни рассказчик, ни автор, хотя юмор — несомненный художественный капитал последнего.

Источник: Розанова А. А. Социальная и научная фантастика в классической французской литературе XVI-XIX вв. Киев: Издательство «Вища школа», 1974

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 7834