Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Толкин Д.

Кто у Толкина был первым Черным Властелином?

  • Статья
  • Еще по теме

Многие писатели черпают темы и образы из мифологической и литературной традиции, но Толкин пошел еще дальше. Он сам создал древние легенды о сотворении Средиземья, а затем использовал их в качестве источника при написании «Властелина Колец».

Более двадцати лет после выхода в свет «Властелина Колец» поклонники этой книги с нетерпением ожидали возможности познакомиться с легендами о Первой Эпохе. И когда, наконец, через несколько лет после смерти Толкина был опубликован «Сильмариллион», читатели пришли в изумление от того, что сочинил Толкин, и от того, как он связал все это с «Властелином Колец». Множество важнейших событий Третьей Эпохи Средиземья наконец-то обрело свое объяснение. Наибольший интерес представляли рассказы о Черном Властелине, бывшем еще могущественнее и страшнее Саурона.

Параллели

Между «Сильмариллионом» и «Властелином Колец» существуют явные и очевидные параллели, начиная с предметов, помещенных в основу сюжета обеих книг. «Сильмариллион» получил название от Сильмариллов — трех драгоценных камней. Подобно Кольцам Власти во «Властелине Колец», Сильмариллы были созданы эльфами, причем с той же самой целью: эльфы хотели сохранить красоту. Во «Властелине Колец» эльфы стремятся уберечь от разрушения некоторые черты жизни Средиземья, в «Сильмариллионе» они пытаются удержать частицу света, который излучают Два Древа Валинора — удивительные творения, сияние которых сменяется тьмой на протяжении двадцатичетырехчасового цикла. Вот еще одна параллель: и Кольца Власти, и Сильмариллы обладают некоторыми особенностями, поскольку в них заключены волшебные силы. Кольцо Всевластья, созданное Толкином для «Властелина Колец», — словно зеркальное отражение Сильмариллов: оно вобрало в себя всю сущность Черного Властелина, в то время как в Сильмариллах, напротив, заключен свет.

Толкин использует во «Властелине Колец» созданные им же самим легенды, в том числе и вводя персонажей, скопированных с прототипов «Сильмариллиона», и снова знакомство с Первой Эпохой поможет нам понять Третью. Та роль матери, которую во «Властелине Колец» играет Галадриэль, близка к роли, которую играет Варда — одна из Валаров, создающих Средиземье, в «Сильмариллионе». Препятствия, возникающие перед Арагорном и Арвен во «Властелине Колец», напоминают те, которые встали на пути Берена и Лучиэнь в « Сильмариллионе». Действительно, об Арвен говорится, что она выглядит точно так же, как Лучиэнь, как будто она и есть та же самая героиня. Даже у гигантской паучихи Шелоб есть параллель в «Сильмариллионе» — это мерзкая Унголиант.

В каждом из трех случаев герои «Сильмариллиона» оказываются более величественными и могущественными, чем персонажи «Властелина Колец». В этом есть свой смысл: «Сильмариллион» повествует о великих силах, создавших и упорядочивших целую вселенную, а не одно только Средиземье. Действие книги начинается даже раньше возникновения мира, и «Сильмариллион» повествует о его сотворении — шаг за шагом.

Персонаж, играющий в «Сильмариллионе» ту же роль, что и Саурон во «Властелине Колец», тоже оказывается наделенным беспредельной силой — и невероятно злым. Это Мелькор, первый Черный Властелин, которого еще называют Великим Врагом. (Мелькор известен среди эльфов как Моргот, это имя дал ему эльф, создавший Сильмариллы. Оно означает «Черный Враг».) Подобно Валарам, создавшим Средиземье, Мелькор — ангельский дух. Фактически он самый могущественный из всех духов. В то время как каждый из прочих духов создан Богом толкиновского мира — Идуватаром — из какой-то одной части Его личности, в Мелькоре присутствуют все части. Эти особые дары приводят его к тому, что он начинает полагать себя таким же богом, как Илуватар. В этом и заключено начало всех несчастий. Вскоре он попытается совершить деяния, на которые способен лишь Бог.

Среди множества злодеяний, которые совершает Мелькор, одно из самых страшных связано с его стремлением завладеть Сильмариллами (подобным же образом и Саурон во «Властелине Колец» стремится получить Кольцо Всевластья). Из зависти к тому свету, который излучают Два Древа Валинора и который заключен в Сильмариллах, Мелькор губит деревья и похищает камни. И так же, как во «Властелине Колец» Саурон развязывает войну за Кольцо, преступление Мелькора приводит к войне в «Сильмариллионе»: в войне за Великие Камни Мелькор и эльфы сражаются за обладание драгоценностями.

Толкин не просто использует образ Мелькора в качестве прототипа Саурона - он устанавливает связь между этими двумя персонажами: Саурон оказывается прислужником Мелькора. Мелькор передает Саурону частицу тех великих сил, которыми его самого наделил Илуватар. Вот почему другим персонажам «Властелина Колец», например Гэндальфу, так трудно непосредственно выступить против Саурона.

Где же теперь Мелькор?

История Мелькора заканчивается в «Сильмариллионе» в тот момент, когда Илуватар, не желающий больше терпеть его козни, изгоняет его за пределы вселенной. Со стороны Илуватара это довольно мудро, но у читателей сразу же возникает вопрос: почему он не поступит так же и с Сауроном?

Ответ на этот вопрос лежит в сфере представлений Толкина о добре и зле. Мелькор может стать злым, но изначально он был создан Богом, поэтому он естественная часть вселенной. История Мелькора закончилась, но это не означает конца зла на Земле. Толкин верил, что добро и зло всегда есть и всегда будут. Вот почему в мире Илуватара есть место и для Саурона.

Именно по этой причине Толкину кажется совершенно естественным заимствовать легенды «Сильмариллиона» и проводить множество параллелей между этой книгой и «Властелином Колец»: история повторяется. Битва добра со злом никогда не закончится.

Источник: Колберт Д. Волшебные миры "Властелина Колец". - М.: РОСМЭН, 2003

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1316