Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Толкин Д.

Какой язык изобрел Толкин?

  • Статья
  • Еще по теме

Вас когда-нибудь заставали за чтением Толкина в то время, когда вы должны были заниматься совсем другим делом? Ничего страшного: если бы Толкин был более прилежным студентом, он, возможно, никогда не написал бы «Властелина Колец». Основным источником вдохновения для его историй стал тот невнятный язык, который он изобрел, отвлекаясь от школьных занятий.

Перерыв в занятиях

Ко времени поступления в Оксфордский университет Толкин уже создал несколько языков, а также придумал некоторые слова на существующих в реальности языках. Однажды в библиотеке колледжа, где ему полагалось готовиться к экзаменам, он наткнулся на учебник языка, заинтересовавшего его более всех остальных. Позднее Толкин говорил, что этот язык стал той ракетой, запуск которой повлек за собой появление всех его историй (Письма, 214).

Язык был финским. Он оказал сильнейшее влияние на изобретенные Толкином языки, особенно на квенью (древнеэльфийский язык). Не менее важным было и то, что увлечение финским языком обратило внимание Толкина к финской эпической поэме, которую он несколько лет назад читал в английском переводе. Ознакомившись с ней в оригинале, Толкин ощутил страстное желание создать подобную эпопею для Англии. Со временем он многое заимствовал из финской поэмы для своих собственных историй.

Народ без прошлого

Финский эпос назывался «Калевала». Он представлял собой собрание песен, стихов, историй и магических заклинаний, которые передавались из уст в уста народными сказителями, пока в 1830—1840-х гг. их не записал студент-филолог. История создания этого эпоса обнаруживает удивительные параллели с работой Толкина. Хотя сегодня «Калевалу» называют национальным эпосом Финляндии, в тот момент, когда она была записана, финны еще не представляли собой единой нации. Современная Финляндия обрела независимость менее ста лет назад, в 1917 г. (А Толкин нашел учебник финской грамматики за три года до провозглашения независимости страны!) В течение более чем семи предшествующих столетий Финляндия находилась под властью либо своего западного соседа – Швеции, либо восточного России. Говорить о ее культурном единстве было весьма проблематично.

Лет за сто до того, как Толкин начал писать «Властелина Колец», финские ученые пришли к заключению, что возрождению национального самосознания финнов могли бы способствовать народные сказания; так они начали собирать фольклор.

Величайший вклад в собирание и изучение фольклора внес Элиас Леннрот (1802—1884). Более двадцати лет он собирал множество сказаний, легших в основу «Калевалы», он разбил поэму на главы и даже дал ей название. (Слово «Калевала» означает «область Калева». Человек по имени Калев считался первым обитателем Финляндии и стал ее первым национальным героем.)

«Калевала» и Толкин

Эта страсть к финскому языку, которой загорелся сперва Леннрот, а потом и Толкин, стала искрой, давшей начало вдохновению Толкина. Толкин прямо заявлял, что его истории о ранней эпохе Средиземья родились из попытки написать что-то в духе «Калевалы». И впоследствии он заимствовал из финского эпоса много деталей.

Имена. Отчасти потому, что древнеэльфийский язык похож на финский, имена из «Калевалы» находят отражение в книгах Толкина. Например, бог толкиновского мира носит имя Илуватар. Книга Толкина «Сильмариллион» — собрание легенд о Первой Эпохе, начинается с описания того, как Илуватар создает мир. А «Калевала» начинается с истории дочери духа воздуха Илматар, создающей землю.

Темы. Волшебный предмет, находящийся в центре сюжета «Калевалы», соотносится с Кольцом Всевластья «Властелина Колец». В финском эпосе Ильмаринен, божественный кузнец, выковывает Сампо — мельницу, которая может намолоть несметное количество зерна, соли и денег. Сампо приносит огромное богатство и власть. Подобно как создание Кольца Всевластья было сложной задачей для Саурона, Ильмаринену трудно сделать Сампо, хотя он выковал даже небеса.

Но вскоре Сампо становится источником бед. Между двумя областями начинается жестокая борьба за обладание чудесной мельницей. В итоге Сампо, подобно Кольцу Всевластья, приводит к падению нравов и началу страшной войны.

Истории. Толкин адаптирует к своей мифологии целые истории из «Калевалы». Особенно интересовала его история злодея Куллерво. Куллерво стал прототипом одного из персонажей «Сильмариллиона» — Турина Турамбара («Властелина Судьбы»). Совпадений множество. Оба героя — преступники; оба невольно влюбляются в своих сестер, после чего их сестры убивают себя, оба одержимы жаждой мести (в обоих случаях это приводит к трагическим последствиям) и, наконец, оба заканчивают жизнь, обращаясь к своему мечу с просьбой убить хозяина.

Современная мифология

Имена, персонажи, темы, сюжеты «Калевалы» присутствуют в книгах Толкина. Все же наиболее вдохновляющим для Толкина стало осознание того, что кому-то удалось реализовать тот замысел, к осуществлению которого он едва приступал. Он любил повторять, что его романы выросли из стремления создать английскую мифологию. При этом он имел в виду, что хотел заполнить брешь, существовавшую в истории литературы. Ведь до того, как на английские берега в V в. прибыли из Европы англосаксонские завоеватели, Британия была по преимуществу кельтской. Конечно, кельтские мифы, например цикл о короле Артуре, сохранились и до нашего времени. Но эти мифы не могли удовлетворить интерес Толкина к его англосаксонским предкам. К несчастью, с англосаксонскими мифами дело обстояло не лучше, потому что они были связаны больше с Европой, чем с Англией. («Беовульф», например, имел скандинавское происхождение.) Толкин хотел обрести англосаксонские мифы, действие которых происходило бы в Англии.

Работа Леннрота над «Калевалой» показала Толкину, что студент-филолог может создать современную мифологию из остатков древних сказаний. Это было весьма типично для Толкина: извлечь один урок, пытаясь усвоить другой.

Источник: Колберт Д. Волшебные миры "Властелина Колец". - М.: РОСМЭН, 2003

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1151