Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Стендаль

"Пармская обитель" (Стендаль): описание и анализ романа из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Пармская обитель» («La chartreuse de Parmes») — роман Стендаля. Роман был написан в рекордно короткий срок — за два месяца и издан в 1839 году. Знакомство Стендаля со старинными итальянскими рукописями, хрониками, с жизнью старейших аристократических семей, в частности, с хроникой рода Фарнезе натолкнуло его на мысль о создании романа «Пармская обитель». В основу произведения была положена хроника «Истоки величия семьи Фарнезе». Как отмечает французский исследователь Пьер Мартино, жизнь Алессандро Фарнезе стала жизнью Фабрицио дель Донго, Веноццу назовут Сансевериной, Родерика — графом Моска. Замок Сент-Анж превратится в воображаемую башню Фарнезе; обстоятельства побега не изменятся. История тайной страсти Алессандро и Клерии переросла в рассказ о любви Фабрицио и Клелии Конти. Во время написания романа Стендаль перечитывал «Жизнеописание» Бенвенуто Челлини, отголоски которого также попадут на страницы «Пармской обители». Кроме этого писатель пользовался историческими свидетельствами и своими воспоминаниями дипломата и воина армии Наполеона.

События романа «Пармская обитель» Стендаля происходят в раздробленной отсталой Италии, в Неаполе, Парме, Милане, столь любимых писателем, в Париже, в Лозанне, Ватерлоо, а также в замках на берегу озер Комо и Лаго Маджоре и в самом Пармском монастыре. Стендаль описывает время (с 1796 по 1830 гг.), когда Италия, находясь под игом Австрии, мечтала о независимости. В прологе описано вступление армии Наполеона на территорию Италии и сражение при Ватерлоо.

История, врываясь в роман, отразилась на судьбе пылкого мечтателя, искателя славы и приключений Фабрицио дель Донго. Воспитанный в обстановке духовного подъема, наслушавшись рассказов о наполеоновских сражениях от графа Пьетранера, он грезил подвигами и потому поспешил присоединиться к войскам своего кумира. Но сражение при Ватерлоо охладило пыл юноши. Битва обескуражила героя будничностью, низостью происходящего на поле сражения: здесь, вопреки ожиданиям, Фабрицио не встретил героических душ, охваченных единым порывом, зато столкнулся с неразберихой, грязью, мародерством, смертью, всеобщей паникой отступления. Отрезвление героя совпало с концом великой и страшной эпохи в истории Европы. Мечта Фабрицио стать офицером наполеоновской армии не осуществилась, но в глазах австрийских властей сделала его преступником. Вернувшись в крошечное герцогство Парму, юноша очутился в мире глупцов, ханжей, угодливых верноподданных победителей — вчерашних врагов. Фабрицио, чтобы сохранить свое достоинство, быть счастливым, пришлось надеть сутану, стать викарием, а потом архиепископом.

Жизнь в деспотической Парме, властитель, который желает походить на «короля-солнце» Людовика XIV, но не брезгует при этом сочинением анонимок, страдает манией преследования, болезненно реагирует на посещения дома герцогини Сансеверины своими подданными, удручает героя. Капризный, трусливый, развращенный самодержец окружен достойными его придворными, погрязшими в доносах, шантаже, в борьбе друг с другом. Завистлива и лицемерна маркиза Раверси, стоящая во главе либеральной партии (из-за ее козней Фабрицио заключен в крепость на двенадцать лет); отъявленным негодяем выглядит главный судья Пармского княжества «безупречный царедворец» Расси, готовый в угоду принцу покарать и своего родного отца. Будучи ненавистным всей Парме, он и после бунта останется на своем месте при наследном принце Эрнесто V. Но даже при «добром тиране» в Парме все идет от плохого к худшему: на посту министра Расси сменил графа Моска (его прототипом считают Меттерниха), умного, ироничного, а порой и циничного, умудренного житейским и политическим опытом. Преданный идеям французского императора, Моска служил принцу, тонко играя роль главы реакционеров (но ради Джины Сансеверины мог бы в любой момент все бросить). Этот сложный психологический образ является неким связующим звеном в системе действующих лиц романа. Читатель не может не испытывать симпатии и к Джине, которая покорила Моска не только своей красотой, умом, но и способностью к высокой страсти. Ей отдают свои сердца и Фабрицио, и Людовик, а Феррате Палла, «отважный и неукротимый» поэт-бунтарь, с радостью помогает ей в борьбе против тирана Эрнесто. Трагичен образ Ферранте Палла: он может поднять народ на восстание, свергнуть Эрнесто, но при этом отдает себе отчет в бесполезности убийства тирана, так как создание республики невозможно без республиканцев. В сравнении с ним прекрасный и не менее горячий Фабрицио дель Донго выглядит легкомысленным, играющим то в войну, то в любовь, то в саму жизнь. Это «итальянский характер», полный энергии, подчас непредсказуемый, могущий себя ощущать безмятежно счастливым, даже будучи заключенным в тюрьму. Впервые его душа загорается страстью, он поглощен любовью к Клелии Конти до такой степени, что его перестает волновать своя собственная судьба, хотя в это время уже вся Парма борется за его освобождение. И целомудренная Клелия, полюбив, обретает способность совершать поступки, которые еще недавно были бы немыслимы для нее. Воспитанная в послушании, Клелия помогает Фабрицио бежать из заточения, ставя под удар своего отца, коменданта крепости. Обычно ироничный Стендаль изображает любовь Фабрицио и Клелии чистой и прекрасной. Но писатель верен себе: умирает ребенок Фабрицио и Клелии, умрет и сама Клелия, из пылкого любовника Фабрицио превратится в священника, а потом и великомученика, удалившегося в лесную обитель, схоронив себя заживо.

О «Пармской обители» Стендаля первым восторженно отозвался Бальзак в «Этюде о Бейле». Позже о самобытном таланте писателя заговорили И. Тэн и Э. Золя, А. Франс и Р. Роллан. Л.Н. Толстой признавался в том, что у Стендаля учился мастерству в описании батальных сцен. Экранизации романа «Пармская обитель» принадлежат Кристиану-Жаку (1947 г.) и Б. Бертолуччи (1964 г.).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6464