Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Стендаль

Фредерик Стендаль: жизнь и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Стендаль (1783—1842) — псевдоним Анри Бейля — писателя, родившегося в семье адвоката. Вырос он в доме деда, вольнодумца, поклонника идей Просвещения. Уже в детстве он пристрастился к литературному сочинительству, но до первых публикаций ему пришлось пройти немалый путь жизненных испытаний. Стендаль участвовал в итальянском походе Наполеона, после чего подал в отставку, чтобы заняться писательским трудом, затем служил в одном из торговых домов Марселя, с 1806 по 1814 г. в качестве военного интенданта разъезжал по Германии, Австрии, Польше. Довелось ему стать очевидцем Бородинского сражения, пожара в Москве и бегства наполеоновских войск из России.

После падения Наполеона Стендаль перебрался в Италию и там познакомился с карбонариями и Байроном, попал под подозрение полиции, вернулся во Францию, занялся журналистской деятельностью, получил назначение на должность консула в Триесте, в городке Чивитавеккья близ Рима провел свое последнее десятилетие, заполненное литературным трудом, изредка наведываясь на родину. Пестрая жизнь писателя отразилась в автобиографических повестях «Воспоминания эгоиста» (1832), «Жизнь Анри Брюлара» (1835) и «Дневниках» (1801 —1811).

Путевые заметки, философско-психологические эссе, биографические очерки — таково начало творческого пути Стендаля. Он размышляет о судьбе творца («Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», 1817; «Жизнь Россини», 1824; «Расин и Шекспир», 1825), о связи искусства с жизнью («История живописи в Италии», 1817; «Рим, Неаполь и Флоренция», 1817; «Прогулки по Риму», 1829), о природе человеческого чувства («О любви», 1822). После смерти писателя к этому ряду добавятся еще две публикации — «Жизнь Наполеона», «Воспоминания о Наполеоне».

«Ванина Ванини»

На подступах к вершине своего творчества — роману «Красное и черное» Стендаль пишет новеллу «Ванина Ванини» (1829), обратившись к эпизоду из истории движения карбонариев. Писатель рисует выразительный образ молодого патриота Пьетро Миссирилли. Скрываясь от преследований австрийской полиции, державшей в полном повиновении итальянский народ, Пьетро случайно попадает в дом знатной римлянки Ванины Ванини. Здесь, вне досягаемости властей, он чувствует себя в безопасности и посвящает в свои дела полюбившую его хозяйку. Беззаветная преданность Пьетро революции, интересам народа вызывает ревность в тщеславной аристократке. Ослепленная желанием безраздельно царить в сердце любимого человека, она совершает предательство, приведшее Пьетро к трагической гибели. Но гибель эта выявляет высший смысл служения человека делу революции, верность гражданскому долгу.

«Красное и черное»

Созвучным мятежному духу Июльской революции во Франции оказался роман Стендаля «Красное и черное» (1831). Это было произведение глубокого социального и нравственного содержания. Времена Наполеона отошли в прошлое, Реставрация восстановила кастовую иерархию: в таком обществе таланту и энергии человека низшего сословия нет применения. «Правда, горькая правда» — такими словами, помещенными в качестве эпиграфа к роману, начинается повествование о трагической судьбе талантливого молодого человека Жюльена Сореля. Сюжет писатель заимствовал из судебной хроники, но придал частному случаю, уголовному преступлению характер широкого обобщения. Жюльен Сорель, сын крестьянина-плотника, проходит по различным ступеням общественной лестницы. Это тягостное пребывание в родном доме, где на него, получившего образование и не приученного к физическому труду, смотрят как на бездельника. Это жизнь в качестве воспитателя детей в семье мэра города Веррьера господина де Реналя, жену которого молодой человек полюбил и из-за чего был вынужден уехать. Это учение в семинарии, куда Жюльена толкает надежда сделать карьеру священника. И наконец, служба секретарем и библиотекарем у маркиза де ла Моль.

Женитьба на Матильде, дочери маркиза, предвещает Жюльену и материальные блага, и блестящее положение в высшем свете Парижа, но вмешательство госпожи де Реналь расстраивает его честолюбивые планы. Преступление, которое Сорель совершает в отчаянии из-за крушения своих надежд, приводит его на скамью подсудимых. Смысл трагедии ущемленной незаурядной личности раскрывается не в той ужасной каре, которая защитит общество избранных от вторжения неугодного выскочки, а в духовном прозрении героя романа, бросающего в лицо своим судьям: «Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия...» Сорель избрал предосудительный способ сбросить вериги своей социальной неполноценности и потерпел фиаско.

Смысл «цветового» названия романа ассоциативен. Красный цвет — цвет революционного знамени, а черный — напоминает либо священническую сутану, т. е. власть всесильной папистской конгрегации, либо время Реставрации Бурбонов. Отсвет всего этого падает на Сореля. А. Виноградов, автор книги «Стендаль и его время», писал: «Название "Красное и черное"... истолковывали как банальнейшие образы игры в рулетку или игры "Rouge et Noir". Автор не возражал. Это его устраивало. Когда ставили на "красное" в его дни, то проигрыш всегда знаменовал собою гильотину».

«Пармская обитель»

С прозой узкоэгоистических интересов, исключающей романтику высоких страстей, героического подвига, вступает в противоречие и главный герой другого обличительного романа Стендаля — «Пармская обитель» («Пармский монастырь», 1839). Действие его развертывается на фоне политических событий в Парме после разгрома Наполеона. Сюда, на родину, возвращается Фабрицио дель Донго, юноша-итальянец, некогда полный романтических мечтаний о славе и подвиге, но растерявший их на поле битвы при Ватерлоо, где были разгромлены войска Наполеона.

Крушение веры во французского императора как освободителя порабощенных феодальным игом народов толкает молодого Фабрицио на безрассудные, дерзкие поступки. В глазах реакционеров они воспринимаются как угроза существующим порядкам. За участие в дуэли Фабрицио приговаривается к двенадцати годам одиночного заключения. Стендаль показывает, как попытка ближайшей родственницы юноши — герцогини Сансеверины отстоять права осужденного и свое человеческое достоинство приобретают в условиях жесточайшего террора характер политического выступления. Даже любовь, которая возникает между Фабрицио и дочерью тюремного надзирателя Клелией Конти, обречена расцветать за железной решеткой Пармской крепости и быть погребенной во мраке предрассудков.

Стендаль за основу образа Фабрицио взял реальную историю побега из крепости юного Фарнезе, сильно изменив его характер. Из необузданного, чувственного, дерзкого молодца, уверенного, что ему все позволено, писатель сделал борца за идею, натуру поэтическую, человека мягкого, сдержанного, излучающего доброжелательность всем, кто его окружает. Более того, Фабрицио как бы несет свет надежды, вспыхнувший над развалинами уходящего мира.

«Люсьен Левен»

В середине 30-х гг. Стендаль работал над романом «Люсьен Левен» («Красное и белое»), оставшимся незаконченным. Главный персонаж произведения — сын банкира, молодой человек Люсьен Левен. Обстоятельства заставляют Люсьена Левена пройти через многие испытания: он вынужден принять участие в подавлении восстания голодных ткачей, попадает, повинуясь отцу, в самый центр закулисной политической интриги и видит всю грязь правящей верхушки Франции времен Июльской монархии (30—40-е гг. XIX в.). Столкновения с неприглядными сторонами жизни, а также внутренняя чистота, личное благородство и честность делают Люсьена чуждым своей среде.

Другие произведения Стендаля

Социальность — не единственная черта таланта Стендаля, для которого удел личности был мерой всех вещей, экзаменом разумности, способности обеспечить каждому свободу в достижении счастья, в проявлении своей индивидуальности, ума, душевных задатков. В наследии Стендаля немало других произведений, где он, по словам Горького, «глубоко и философски человечен». В их числе — первый роман Стендаля «Арманс» (1827) о праздности и ограниченности интересов «высшего света» и о самоубийстве мужа, чтобы открыть жене путь к счастью; и «Ламьель» (1842) — роман о драматичной судьбе крестьянки Ламьель, чей ищущий ум не находит себе применения в порочном обществе.

Цикл «Итальянские хроники» Стендаль подготовил перед самой смертью. Он включает художественную разработку сюжетов, найденных писателем в старинных рукописях, — «Виттория Аккорамбони», «Герцогиня Паллиано», «Ченчи» и др. Особое место здесь занимает повесть-хроника «Аббатисса из Кастро». Предсмертное письмо героини повести дает объяснение ее поведения, которое до этого выглядит непонятным и вызывает недоброжелательную оценку из-за кажущейся непривлекательности поступков.

Одновременно с «Итальянскими хрониками» Стендаль работал над новеллами, действие которых происходит в современной Франции и Италии («Минна фон Вангель», «Федер», «Сундук и привидение»), в эпоху Возрождения («Шевалье де Сент-Имье»). Они психологичны, социальны и остросюжетны.

Стендаль вызвал живой интерес и понимание лишь у немногих современников — П. Мериме, О. Бальзака, И. В. Гете, А. С. Пушкина. Во второй половине XIX в. он был «открыт» заново, его традиции оказались чрезвычайно плодотворными, влияние Стендаля испытали Э. Золя, П. Бурже, А. Франс, М. Пруст, Р. Роллан, Л. Арагон и т. д.

Л. Н. Толстой признавался, что батальный эпизод «Пармской обители» многому его научил. Не прошел мимо психологических открытий Стендаля и Ф. М. Достоевский.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3712