Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Сервантес М.

Вставные новеллы в "Дон Кихоте", их роль в романе

  • Статья
  • Еще по теме

В новеллах оживает перед нами мир подвигов и приключений, причудливые перипетии алжирского плена и увлекательные порывы любовной романтики, мир Ренессанса. И по стилю, и по манере повествования эти новеллы отличаются от основной повествовательной линии романа.

В основном повествовании всё реалистически мотивировано, обосновано, объяснено. В новеллах обычно всё носит полусказочный, условный характер. Например, герои, отделенные друг от друга годами и расстояниями, внезапно встречаются на одном постоялом дворе. Словно по волшебству всё проясняется и улаживается.

Эти вставные новеллы в "Дон Кихоте" Сервантес вводил в роман, вынужденный к этому особенностями его построения. Как и в плутовском романе, все эпизоды книги группируются вокруг центральной фигуры. Герой странствует, и с ним происходят различные приключения, во время которых он сталкивается с разными людьми. Так строилось большинство романов XVII—XVIII веков.

Для того, чтобы показать мир с разных сторон, раскрыть те стороны жизни, которые непосредственно не связаны с героем, Сервантес прибегал к вставным новеллам, ибо в его распоряжении не было других композиционных средств.

Писателю нужно было показать, что существовал романтический мир Ренессанса, очень непохожий на ту прозаическую Испанию, на фоне которой действует Дон Кихот. С этой целью он создает свои новеллы, более или менее тесно связанные с основным повествованием.

Но вставные новеллы важны и для более широкого раскрытия основной темы романа — темы Дон Кихота. Как заметил немецкий философ Шеллинг, в каждой из них действует персонаж, обладающий донкихотскими чертами.

Такими донкихотствующими персонажами оказываются пастух Крисостомо, умирающий от несчастной любви, молодой аристократ Карденио, которого предал вероломный друг, после чего Карденио впал в безумие, и великодушный, рыцарственный алжирский пленник. Внутренняя связь этих персонажей с Дон Кихотом наглядно выступает, например, в эпизоде, когда обезумевший от любви Карденио встречается с Дон Кихотом, также разыгрывающим безумие от любви.

Но особенно значительна новелла о безрассудно-любопытном. События ее происходят в Италии, классической стране Возрождения во Флоренции. Здесь перед нами выступает драматическая сторона эпохи, столкновение сильных и ярких характеров. Сервантес начинает повествование не торопясь, обстоятельно, его фразы отделаны до щегольства.

Герой этой новеллы Ансельмо, также своеобразный Дон Кихот, требует от своего друга Лотарио, чтобы он попытался соблазнить его жену, дабы проверить ее стойкость. Донкихотство Ансельмо выражается в том, что он не считается с реальной природой человека.

И действительно, природа берет верх — Лотарио и Камила становятся любовниками. С большой силой и правдой описывает Сервантес все увлекающую героев страсть. Новелла завершается трагическим прозрением Ансельмо и его смертью.

Само понимание человеческой природы в новелле отличается известным своеобразием. Благоразумие и моральные принципы Сервантес противопоставляет человеческой природе, которая может побуждать к обману, измене, предательству. Представление о человеке осложняется по сравнению с ранним и высоким Возрождением, когда к человеческой природе относились с доверием. Таким образом, в новелле о безрассудно-любопытном намечается кризис гуманистических представлений о нравственном и добром начале, заключенном в человеке.

Написанные с большим повествовательным мастерством, романтические вставные новеллы в "Дон Кихоте" расширяют мир, изображенный в романе, углубляют и поворачивают разными сторонами тему донкихотства. В конечном счете они углубляют реализм романа.

Источник: Штейн А.Л. История испанской литературы. - М.: Едиториал УРСС, 2001

Понравился материал?
18
Рассказать друзьям:
Просмотров: 11986