Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Лондон Дж.

Урок в 6 классе по рассказу "Любовь к жизни" Лондона

  • Статья
  • Еще по теме

Уникальность писательского таланта Джека Лондона, его творческая манера, захватывающая читателя, погружающегося в удивительно драматичный и интересный мир сильных людей и сильных страстей, необыкновенные приключения, в которых вся сущность человека проявляется как на ладони, обаяние личности писателя и трагический уход его из жизни — все это вызывало и вызывает устойчивый читательский интерес к творчеству одного из самых ярких и самобытных американских писателей за всю историю литературы Соединенных Штатов, весьма небедных на талантливых писателей, проживших яркие жизни и в литературе, и в обычной жизни. Поэтому изучение в 6-м классе одного из самых знаменитых произведений Джека Лондона — рассказа "Любовь к жизни", достаточно успешно адаптированного к требованиям школьной программы, всегда вызывало большой интерес у школьников, поскольку жизненная философия главного героя произведения, выраженная в его названии, привлекает своей цельностью и мужеством, а судьба этого безымянного Человека, любящего жизнь и стремящегося выжить, спастись в самых, казалось бы, безнадежных условиях, доказывает читателю, что до тех пор, пока человек продолжает бороться, он остается непобедимым, как бы трагически ни складывались враждебные ему жизненные обстоятельства.

Начать урок по рассказу "Любовь к жизни" в 6 классе нужно со знакомства с писателем, и здесь целесообразно провести беседу, центральным вопросом которой может стать вопрос: ―Что вы знаете о писателе Джеке Лондоне, какие его произведения (кроме задания на дом) вы читали, каких героев его знаете (не только литературных, в ходе беседы учителю можно и нужно обращаться к многочисленным экранизациям произведений Джека Лондона), какое впечатление на вас они производят? Некоторая "неуклюжесть" формулировки этого вопроса вызвана желанием как бы предусмотреть основные наводящие вопросы, которые в ходе беседы учитель трансформирует в те вопросы, ответы на которые помогут учащимся вспомнить известных им героев Лондона.

В нужный момент учитель обращает внимание на школьный учебник, в котором помещен материал для знакомства с автором рассказа "Любовь к жизни". Школьный учебник для 6-го класса предлагает очень удачный, на наш взгляд, вариант знакомства учащихся с писателем, создавшим рассказ "Любовь к жизни": автобиографические заметки Джека Лондона "О себе" позволяют не только узнать об основных (на его, Джека Лондона, собственный взгляд, и это очень важно как форма самохарактеристики человека!) событиях из жизни писателя, но и дают возможность прочувствовать интонацию, с которой автор повествует о своей жизни, знакомят с ним как с рассказчиком. Можно сказать, что чтение в 6 классе рассказа "Любовь к жизни" начинается уже тогда, когда ребята знакомятся с автобиографическими заметками писателя, в которых именно "Любовь к Жизни" предстает основой мировосприятия Джека Лондона. Оба слова написаны нами с большой буквы не случайно: в случае с Джеком Лондоном речь идет о настоящей, подлинной Любви к настоящей, подлинной, противостоящей рассудочному и мелочному существованию, Жизни. Подлинность и глубина чувств, бескомпромиссность по отношению к себе и окружающим всегда оказываются определяющими моментами, когда речь идет о том, какой именно будет Жизнь человека.

Возникает вопрос: "В какой форме лучше всего сообщить шестиклассникам о том, как закончилась жизнь Джека Лондона?" Все-таки возраст учеников таков, что, вероятно, до конца осмыслить трагедию, предопределившую именно такой уход из жизни мужественного человека, они вряд ли смогут? Здесь учителю, который хочет помочь ученикам понять, что Джек Лондон просто не выдержал постоянной борьбы с самим собой, когда жизнь требовала, чтобы преуспевающий писатель был таким, каким ему "положено" быть, а он хотел оставаться собой, и чем более он, писатель, преуспевал, тем тяжелее становилось жить так, как он хотел, могут прийти на помощь и роман "Мартин Иден", и фрагменты из поэмы Евгения Евтушенко "Дом Волка", начатой поэтом в "Калифорнии, в Лунной Долине" — то есть на развалинах Дома Волка. Работа с этими фрагментами служит как бы "переключением" внимания учащихся на творчество Джека Лондона (ведь в них очевидно "присутствие" произведений и героев американского писателя), поэтому она и может стать на первом уроке переходным моментом от знакомства с писателем к изучению произведения.

Для того чтобы ученики были подготовлены к обсуждению рассказа, учителю, как отмечалось выше, следует предложить классу фронтальное опережающее задание: прочитать произведение, и первичное восприятие рассказа в ходе этого чтения должно быть выявлено на второй части первого урока по его изучению.

Поскольку на уроке учащиеся уже высказывали свои впечатления о писателе, его произведениях и героях, предложение учителя поделиться впечатлением, которое вызвал рассказ "Любовь к жизни", они должны воспринять вполне адекватно: часть шестиклассников захочет рассказать о том, как именно они восприняли рассказ. В ходе ответов учащихся учитель должен постоянно "подталкивать" их к особого рода "разъяснению" того, что они говорят. Другими словами, в этих ответах необходимо отыскивать возможность обращения учащихся к тексту, причем здесь целесообразен пересказ текста во всех видах: подробный, сжатый, выборочный. Каждый из этих видов пересказа даст возможность обратить внимание класса на ключевые эпизоды произведения, выделить их, "зафиксировать" в эстетическом сознании учащихся. Такая работа необходима для реализации на втором уроке программных требований: "Победа нравственного начала в минуты смертельной опасности" (Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. Литература. 5-11 классы. — К., 2001. — С. 22). Именно так определяет программа отличительные черты, характеризующие героев Джека Лондона, и на втором уроке, еще раз "пройдя" с героем путь, который ему пришлось преодолеть для того, чтобы "вернуться" к жизни, шестиклассники поймут, почему же ему удалось невозможное, благодаря чему человек сумел избежать и в самом деле "смертельных" опасностей и выйти победителем в схватке, в которой он изначально был обречен. Рассматривая "мотивацию" поведения героя в каждом из выделенных эпизодов, учитель и учащиеся смогут понять, что именно "нравственное начало" (в самых разнообразных своих проявлениях, но именно оно!) помогает герою остаться человеком — и поэтому победить...

Темой второго урока по рассказу "Любовь к жизни" в 6 классе могла бы стать фраза из рассказа: "Это сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед", поскольку, как нам кажется, в эти словах автора учащиеся могут найти объяснение всему тому, что описано в произведении. А эпиграфом можно было бы взять другие слова: "Возможно, это было чистое безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и не покорялся ей..." Соответственно, учебная цель урока может быть определена как попытка проследить за душевным состоянием героя во время его борьбы за жизнь, определить, что стало для него источником "любви к жизни" и благодаря каким качествам характера ему удалось вырваться из "когтей смерти"; в конце урока, очевидно, учителю нужно будет вернуться к жизни Джека Лондона, к жизненной философии автора рассказа и предложить учащимся соотнести ее с жизненной философией героя. Воспитательная цель в этом случае может быть поставлена в русле формирования у шестиклассников понимания необходимости борьбы с обстоятельствами, враждебными человеку, как единственной формы сохранения себя, своего права на жизнь — в широком смысле слова, в том числе и на такую жизнь, которая отвечает твоим представлениям о ней.

Необходимо отметить, что приведенные выше формулировки достаточно условны, поскольку каждый учитель, и это естественно, по-своему воспринимает произведение, так же по-своему воспринимают его и учащиеся, поэтому мы стараемся с помощью определения темы урока, его целей и эпиграфа к нему вывести учащихся в первую очередь на понимание нравственно-эстетической позиции писателя, ее выражения в рассказе "Любовь к жизни". Следовательно, будет вполне нормальным явлением, если учитель отыщет свои формулировки, главное — чтобы текст оказался прочитанным и осмысленным, чтобы учащиеся постигли нравственно –эстетическую позицию автора.

Источник: Гладышев В.В. Тексты и контексты: изучение рассказов в школе. - М.: ФЛИНТА, 2014

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2578