Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Голсуорси Дж.

"Сага о Форсайтах": описание и анализ эпопеи Голсуорси

  • Статья
  • Еще по теме

«Сага о Форсайтах» — эпопея Д. Голсуорси, включающая романы «Собственник» (1906 г.), «В петле» (1920 г.), «Сдается в наем» (1921 г.) и две интерлюдии; полностью опубликована в 1922 году. К эпопее примыкает второй форсайтовский цикл — «Современная комедия».

Замыслу многотомного произведения о судьбах нескольких поколений буржуазной семьи, отчасти схожей с семьей самого автора, предшествовало несколько рассказов на том же материале, вошедших в книгу «Человек из Девона» (1901 г.). Этот же замысел находит отзвуки в посмертно опубликованных книгах: трилогии «Последняя глава» (написана к 1925 г.), сборнике малой прозы «Форсайты, Пендайсы и другие» (1935 г.). Действие эпопеи охватывает около сорока лет, включая Первую мировую войну, когда терпит окончательный крах викторианское общество, органической частью которого является старшее поколение Форсайтов. Описывая перипетии биографии тех, кто по рождению принадлежит к этому клану собственников или вынужден обретаться среди них силой семейных обязательств, Голсуорси создает образ кризисной эпохи, когда рушатся опоры жизни, стоявшие веками, а веяния времени оказываются сильнее, чем связи кровного родства.

История Форсайтов, создавших свое житейское благополучие собственным упорным трудом и непоколебимой верой в священные права собственности, распространяемые и на мир родственных отношений, осмыслена как «скрытый от глаз процесс разрушения старого дерева». На страницах эпопеи «Сага о Форсайтах» часто чувствуется «боль от ран, нанесенных счастью, воле, гордости», — об этом размышляет под конец жизни старый Джолион, наиболее близкий автору из всех Форсайтов. Лирическая тема несостоявшегося счастья, которое было принесено в жертву расчету, чего требовала необходимость постоянно и всемерно укреплять престиж форсайтовских начинаний, раз за разом возникает в историях жизненных катастроф и несостоявшегося счастья, составивших основной внутренний сюжет книги.

Форсайты, начиная с главы их рода, были «солидные, добропорядочные посредники, они с достоинством делали свое дело: управляли имуществом и владели». Здравомыслие, практицизм, кастовые предрассудки соединяются у них с безусловной честностью, «неподдающейся никаким соблазнам», и с определенной духовной культурой. Своим образом жизни и кругом понятий они выразительно характеризуют XIX век как эпоху непоколебимой веры в прогресс, в ригористические моральные заповеди и жесткую социальную иерархию, которая основывается на собственности. Как указано в авторском предисловии, повторяющийся поколение за поколением конфликт собственничества и Красоты составил доминанту повествования. В упорядоченном, прагматичном мире Форсайтов не признают ни романтических увлечений, ни полнокровных чувств, ни прекрасного, если только оно не становится дополнительным свидетельством достигнутого житейского успеха, как живопись, собираемая Сомсом. И этот мир испытывает состояние хаоса, когда кружение сердца овладевает тем или иным его обитателем, толкая его к бунтарским жестам и к открытому неприятию всего круга ценностей, принятых в этом «богатом заповеднике».

Ущербность Форсайтов и призрачность их жизненных обретений выявляются особенно наглядно, когда, жертвуя чувством во имя окаменевших норм и принципов бизнесмена, они руководствуются этикой, характерной для «могучей верхушки среднего класса», и попирают естественное нравственное чувство. Мечтая сохранить навеки тот специфический уклад жизни, «когда человек был неоспоримым и бесконтрольным хозяином своей души, своих доходов и своей жены», они оказываются во все более глубоком и непреодолимом конфликте с жизнью и с младшими поколениями собственной семьи, отвергающими подобный ригоризм во имя сиюминутных радостей бытия и свободного выбора жизненной дороги, пусть она нередко приводит к тупику.

Восприняв первые тома эпопеи «Сага о Форсайтах» Голсуорси прежде всего как образец социальной сатиры, критика требовала от автора еще более резких обличений и образности, граничащей с острым гротеском. Однако преобладающая элегическая тональность «Саги о Форсайтах» усиливалась по мере развертывания ее основных конфликтных линий. В заключительных разделах, где воссоздан разгул коррупции, всеобщая продажность и аморальность, ставшая заурядным явлением английской действительности после Первой мировой войны, явственно ощутим оттенок ностальгии по викторианскому веку, ушедшему в прошлое безвозвратно (к числу наиболее ярких страниц книги принадлежит описание похорон королевы Виктории, вместе с которой заканчивается эпоха стабильности и реального общественного прогресса). Сознавая горечь и необратимость перемен, Сомс, которому в данном случае отданы мысли, не раз высказывавшиеся Голсуорси от своего имени, размышляет о том, что «наше время таит больше соблазнов, но что-то простое и честное ушло из жизни безвозвратно».

В новой атмосфере и Сомс, и другие Форсайты, чья личность сформирована в викторианские времена, выглядят обломками давней эпохи, когда «простое и честное» оставалось в цене, соединяясь с «самодовольным и сдержанным провинциализмом». Коренные установления людей этого круга, оставаясь неприемлемыми для Голсуорси, вместе с тем описываются у него как достояние намного более яркого и цельного времени, чем то, когда им созданы последние тома «Современной комедии». Обычное восприятие произведения Голсуорси как своего рода «лебединой песни» викторианства предопределено лирической нотой, проходящей через все его разделы, хотя свою высшую задачу автор видел в том, чтобы показать непримиримость психологии собственников-Форсайтов с идеалами подлинно человечного жизнеустройства.

Оставаясь твердым приверженцем классического реализма, боготворя Тургенева и Толстого, Голсуорси, не в пример многим своим английским литературным современникам, увлеченным модернистскими экспериментами, остался в «Саге о Форсайтах» осознанно архаичным по характеру художественного языка. «Сага...» привлекает богатством тщательно разработанных характеров, безупречной реконструкцией повседневной жизни, какой она была в изображаемой общественной среде, умением точно и выразительно воссоздать социальную психологию, мастерством типизации, отличающей реалистическую прозу прошлого. Оказываясь в одном литературном ряду с другими реалистическими семейными хрониками, созданными почти одновременно с нею («Будденброки» Т. Манна, «Семья Тибо» Р. Мартена дю Гара, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького), «Сага о Форсайтах» провоцировала упреки в художественном консерватизме, но, вопреки суждениям критики, предрекавшей ей скорую утрату читательского интереса, оказалась одним из выдающихся памятников романа XX века. Поставленный по ней в 1981 г. английский телесериал, с триумфом прошедший во многих странах, подтвердил неиссякающий интерес публики к главной книге Голсуорси.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
23
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 13767