Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Флобер Г.

«Воспитание чувств»: анализ романа, характеристика героев

  • Статья
  • Еще по теме

«Воспитание чувств» — роман Г. Флобера. В 1863 г. Флобер решает взяться за роман под названием «Воспитание чувств», первая редакция которого создавалась еще в 1843—1845 гг. (опубликована в 1910 г.). В том сочинении он описывал свою «великую любовь» к Элизе Шлезингер. В 1865 и 1867 гг. в Манте Флобер вновь встречает мадам Элизу. Принимаясь за работу над второй версией, писатель не раз пересматривал свои планы. Сначала он хотел написать сценарий, потом историю своего поколения: «Я хочу написать моральную историю людей моего поколений; пожалуй, вернее, историю чувств... Это книга о любви, о страсти, какая может существовать теперь, то есть бездеятельной». Флобер серьезно готовится к созданию романа: он читал Прудона, Фурье, Ламенне, Сен-Симона, различные газеты 1835-1850 гг. издания, просит Ж. Санд прислать ему материалы о февральской революции 1848 г. Роман был закончен в мае 1869 г., опубликован в ноябре 1869 г.

«Воспитание чувств» в некотором роде исчерпывает романтическую тему об истории молодого человека. Флобер подытоживает все традиционно-романтические линии исповедального повествования, при этом резко снижая их пафос, иронизируя. Конечно, его Фредерик Моро большой мечтатель. Он, как положено романтику, любит средневековье и желает стать французским Вальтером Скоттом, задумывает роман «Сильвио — сын рыбака», действие которого должно происходить в Венеции, а для обладания Антонией герой намерен убить нескольких дворян. Флобер остроумно пародирует сюжет романтического сочинения Фредерика. Но работа над романом заброшена, как только Моро приезжает в Париж. Правда, здесь он продолжает свое образование: то слушает лекции по китайскому языку, то начинает писать немецкие вальсы, то собирается сочинять историю эпохи Возрождения. Но все его мечты остаются неосуществленными: ему не суждено было стать министром, как, впрочем, и североамериканским охотником. Получив степень бакалавра, он решает навсегда оставить Ножан ради Парижа. Наследство, которое случайно получил Фредерик, позволило ему ничего не делать в Париже: просто жить. Теперь он мечтает стать художником, чтобы быть представленным г-же Арну, с семьей которой он случайно познакомился. Увидев г-жу Арну, Фредерик испытал потрясение и понял, что именно она его идеал. Женщина, напомнившая ему его любимых романтических героинь из произведений Шатобриана, Мюссе, Байрона и, конечно, Гете, покорила Фредерика с первого взгляда и на всю оставшуюся жизнь. Чувствительность Фредерика, его возвышенной любви Флобер противопоставил трезвую натуру г-жи Арну, воплощения буржуазной семейственности и религиозности. Из-за этого любовь Фредерика оказалась безнадежной: он так и не стал любовником г-жи Арну (а когда мог стать, не захотел). Его страсть погасла, г-жа Арну постарела. И все же он был вознагражден: в ознаменование их вечной любви г-жа Арну, прежде чем навсегда расстаться, оставляет ему прядь седых волос. Авторская ирония оправдана, так как «высокая» любовь Фредерика развивалась параллельно с другими любовными интригами: с куртизанкой Розанеттой, г-жой Дамбрез, женой банкира, Луизой Рокк, богатой наследницей буржуа г-на Рокка, составившего свой капитал на махинациях, соседкой по Ножану. «Сердечные драмы» героя выглядят комично, так как интенсивность его встреч, например, с г-жой Дамбрез, падает на тот момент, когда тяжело заболевает ее муж, а Розанетта собирается рожать. Но эта сторона его «двойственной» жизни не смущает Фредерика. Он подыскивает себе вполне романтическое оправдание: «он восхищен в душе своей испорченностью». Лицемерие, эгоцентризм оказываются так называемым романтическим «воспитанием». Отсюда и нарциссизм Фредерика. «К общественным делам Фредерик остался равнодушен, настолько он был поглощен своими собственными делами», — констатирует автор. Но о политических событиях герой, тем не менее, наслышан: в его квартире собираются друзья, чтобы обсудить различные проблемы. У Фредерика оттачивают свое красноречие его друг детства Делорье, Сенекаль, Дюссардье. Да и сам Фредерик владеет всеми приемами романтической революционной фразеологии. Фредерик высказывается за весьма неопределенный переворот: он за налог на ренту, общеевропейскую федерацию, широкое поощрение изящных искусств. Но его романтизм в политике честнее, чем намерения его друзей «урвать свою долю» в предыдущем перевороте. Борьбе на баррикадах он предпочел идиллию с Розанеттой на лоне природы в Фонтенбло. Делорье обладает большим честолюбием, чем Фредерик, но «старый защитник народа» проникается ненавистью к народу, потому что революция не дает ему того, чего бы он хотел: доходного места, благосостояния. Сенакаль, перед мнением которого преклоняется Делорье, предан революции, читал труды социалистов-утопистов, участвовал в тайных бланкистских обществах, подвергался преследованиям со стороны полиции и был сослан на каторжные работы на остров Бель-Иль. Но после государственного переворота 2 декабря 1851 г. он оказался в рядах полицейских, стрелял в демонстрацию и убил Дюссардье, а с ним и прекрасную, но неосуществимую мечту о свободе человечества и идеальной республике. Переходит на сторону реакции и художник Пеллерен, который, несмотря на свою асоциальность, все же увлекся общим потоком революции и даже нарисовал картину—аллегорию в республиканском духе «Иисус Христос; управляющий паровозом, который мчится в девственном лесу». Сатирически изображены в романе все слои общества в их отношении к революции. Бывший аристократ Дамбрез, отказавшийся от графского титула д’Амбрезов в расчете на дальнейшее осуществление промышленных и финансовых сделок после прихода к власти короля-гражданина Луи-Филиппа. Хотя он втайне и мечтает о традиционной монархии, но готов приспособиться к любой власти, даже «социальной республике». Не менее гротескно изображены промышленник Фюмишон, угодливый Мартинон, карьерист-журналист Юссонэ. Инстинкт самосохранения присущ всем буржуа, независимо от капитала, которым они владеют: г-н Арну, способный выйти сухим из воды при любых ситуациях; г-н Рокк, желающий послужить свободе (будучи в национальной гвардии, совершает «подвиг», расстреляв просящего у него хлеба заключенного инсургента). Да и в восставшем народе Флобер видит лишь «оборванцев-победителей», которые, ворвавшись в королевский дворец Тюильри, все ломают, уничтожают только для того, чтобы показать свою власть. «В передней на груде одежды стояла публичная девка, изображая статую Свободы, неподвижная, страшная, с широко раскрытыми глазами», — таков в изображении Флобера народ-властелин. Прием изображения объекта с позиций воспринимающего его субъекта в этом романе получает предельное выражение. Поэтому на грандиозные события 1848 г. читатель смотрит глазами Фредерика, слишком занятого собой, чтобы понимать происходящее. Поэтому-то, встретившись, Фредерик и Делорье не нашли лучшего воспоминания, чем посещения в юности публичного дома. «Это лучшее, что было у нас в жизни», — сказал Фредерик. «Да, пожалуй, лучшее, что было у нас в жизни», — подтвердил Делорье. Этими словами заканчивается роман о поколении, у которых прекрасная любовь осталась мечтой, высокие порывы оказались ничтожными делами, их романтические характеры отмечены печатью вырождения.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3629