Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Жизнь Никколо Макиавелли и его "Государь" и другие произведения

  • Статья
  • Еще по теме

Никколо Макиавелли (1469—1527) был государственным деятелем, историком, поэтом. Родился он в относительно обеспеченной семье сторонников республиканских убеждений. Однако материальный достаток все же не позволил юноше поступить в университет и получить образование, что, по мнению исследователей его творчества, обернулось благоприятным фактом, позволившим ему создать самобытный, оригинальный стиль, не отягощенный псевдоученостью.

На писателя оказывали влияние сочинения Геродота, Плутарха, Ксенофонта, Фукидида, Тита Ливия, Тацита, Цицерона, Цезаря, Светония и многих других античных классиков. Признав его эрудицию, флорентийская синьория избрала Макиавелли секретарем канцелярии, и в течение четырнадцати лет через его руки проходили тысячи дипломатических и правительственных писем, документов, приказов, законопроектов. Никколо Макиавелли был организатором и участником военных кампаний, инициатором создания ополчения для защиты республики — Коммуны. Он был человеком светским, веселым, элегантным, а не замкнутым, угрюмым чиновником. Знал Макиавелли и горечь изгнания, мучительно переживал трагические события, происходившие на его родине. Будучи отнюдь не жестоким по натуре, он на практике и в теории признавал необходимость решительных и крайних мер, тем более перед лицом гибели республики. Он был средоточием идеи и действия, утверждая девиз — «сначала жить, потом философствовать».

В 58-летнем возрасте Никколо Макиавелли предложил свою кандидатуру на избрание канцлером Флорентийской республики, но отцы города испугались революционных преобразований и не поддержали его. Один из противников доказывал: «Он сидел в трактире, — хуже того, — в библиотеке, читал старые книжонки. Не хотим философов! Долой философов». Вскоре, после провала на выборах, писатель скончался.

Наиболее значительным произведением Макиавелли явился «Государь» (1513), цель которого, по мысли исследователя — итальянского политика А. Грамши, — «привести народ к созданию нового государства». Таким представлялся самому автору в условиях феодальной раздробленности республиканский образ правления с сильной, твердой властью, выше всего ставящей интересы нации, родины. Реализм в отношении к действительности — основной принцип Макиавелли, низведший политику с высот заоблачного лицемерия на земную почву своего времени. Для упрочения государства он считал возможным применять любые средства — вплоть до жестокости, правильно приложенной в целях самосохранения.

А. Грамши видел в «Государе» «живую» книгу, свидетельство «интеллектуальной и моральной революции», новой формы повествовательного жанра, ранее колебавшейся между схоластическим трактатом и утопией. Революционное мышление Макиавелли чуждо предрассудков и суеверий, направлено к рациональной перестройке государства, но при этом его взгляд на человеческую природу пессимистичен. Отсюда упования на возможность ее улучшения, на энергию, умение, талант, которые помогут человеку преодолеть обстоятельства судьбы, достичь высокого уровня храбрости и героизма. Произведение «Государь» Макиавелли воспринималось Вольтером, Руссо и др. как памфлет, разоблачающий правителей. Церковь же видела в писателе своего противника и не преминула обвинить в аморализме, в апологии вероломства, лицемерия, насилия, убийства, т. е. создала традицию рассматривать Макиавелли как учителя тиранов. Такая позиция начисто отрицала его патриотизм и то, что в своем творчестве он преследовал прогрессивные цели, высказывал глубокие идеи и прозрения.

Около 1518 г. в изгнании Никколо Макиавелли написал шутливую сказку «Черт, который женился», ироническое противопоставление ада действительности на земле. Сюжет сказки возник на Востоке, откуда он попал в Европу — в шванк Ганса Сакса, в новеллу Д. Страпаролы; Лафонтен сделал стихотворный перевод сказки Макиавелли на французский язык. Английский драматург XVII в. Д. Уилсон положил ее в основу трагикомедии «Бельфагор, женитьба дьявола».

«История Флоренции» (1521 —1527) справедливо считается не столько научным повествованием, сколько художественной прозой, за живость и драматизм описания событий, яркость портретов исторических фигур. Галерея государей-синьоров превращается в поиск идеального правителя. При этом автор обращает внимание на поворотные моменты истории, когда возникают попытки свергнуть режим Медичи, — мятежи, заговоры, народные волнения и восстания. Подобно древним историкам Никколо Макиавелли вводит в повествование вымышленные диалоги, позволяющие раскрыть сущность реальной обстановки.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 627