Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Жан Батист Мольер: биография и творчество автора

  • Статья
  • Еще по теме

Когда в семье зажиточного мастерового Поклена родился 13 января 1622 года мальчик, будущее ребёнка предсказывалось легко: ему предстояло унаследовать отцовский титул королевского обойщика и продолжить династию. Поставщики королевского двора — особая каста во Франции, поэтому отец отдал любимца-сына в одно из самых привилегированных учебных заведений — в Клермонскую коллегию, основанную иезуитами, а учили иезуиты лучше всех в Европе. Вспомним: ведь и Царскосельский лицей, который окончил великий Пушкин со своими блистательными друзьями, тоже был основан иезуитами, а лицейская система образования до сих пор считается непревзойдённой.

В Клермонской коллегии изучались богословские дисциплины, греческий и латинский языки, древняя и современная литература, грамматика, риторика. Но главное заключалось в том, что в коллегии существовал и собственный театр с репертуаром из классических комедий Плавта и Теренция! Пьесы шли на латыни, которая таким образом прекрасно запоминалась. Через семь лет мальчик вышел из коллегии по-настоящему образованным человеком. Он прекрасно разбирался в античной философии и даже перевёл поэму римского философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Эта замечательная поэма, которой прежде зачитывался и великий вольнодумец Джордано Бруно, была гимном человеческой мудрости и свободному духу. В ней развивалось учение Эпикура, в основе которого — наслаждение человеческой жизнью. Юноша брал частные уроки философии у знаменитого философа Гассенди, неистового ниспровергателя Аристотеля, и его однокашником был другой великий француз — Сирано де Бержерак.

Но философия философией, а по настоянию отца в конце 1637 года пятнадцатилетний Жан Батист был приведён к присяге цеха обойщиков, что давало ему право унаследовать отцовскую должность. Он сокрушался, что мать не могла присутствовать при этом торжественном акте: она умерла, когда сыну было всего лишь 10 лет.

Через два года (в 1639 году) Жан Батист становится адвокатом, сдав экзамен в Орлеанском университете. Однако ничто не захватило его так, как театральное искусство. Любовь к театру развивалась подспудно, с раннего детства. Нередко на ярмарочные театральные представления его брал с собой дед. Своеобразный театр, как мы знаем, был и в иезуитской коллегии. Сейчас трудно поверить, насколько низкой профессией считалось актёрство. Только в 1641 году королевским указом с актёрской профессии было снято клеймо бесчестия. Жан Батист объявил, что он отказывается от звания королевского обойщика. Согласно нотариальному акту отец уплачивал сыну 630 ливров, полагающихся ему из материнского наследства. Отцовских денег начинающий актёр не получил. Известный французский сказочник Шарль Перро писал, что отец был крайне огорчён решением сына. Именно после этой ссоры Жан Батист Поклен принял новую фамилию — Мольер. Унаследованные деньги он вложил в затеваемое новое дело — «Блистательный театр», который открылся в 1644 году. Потом театр у Нельских ворот прогорел, труппа перебралась в зал Чёрного Креста, предназначенный для игры в мяч, затем — в зал Белого Креста, потом Мольер — денежный поручитель за труппу — попал в долговую тюрьму, откуда его вызволил сжалившийся отец.

Но в семью он не вернулся. Театр собрал свои костюмы и декорации и отправился играть в провинцию.

Первый успех — пьеса «Шалый», после которой принц разрешил труппе именоваться «Собственными комедиантами принца Конти». Они стали лучшими провинциальными актёрами Франции, но настоящая культурная жизнь была только в Париже. Париж манил актёров, манил начинающего драматурга Мольера.

Осенью 1658 года Мольер и его актёры вернулись в Париж. Им неслыханно повезло: удалось сразу же выступить перед королём Людовиком XIV. Мольер не упустил своего шанса: король предоставил Мольеру театр Пти-Бурбон, назначил годовое содержание в 1500 ливров, а брат короля разрешил труппе называться его именем. Труппа так и стала называться — «Брат короля».

В первые же годы были поставлены «Смешные жеманницы». Спектакль давал тройные сборы, труппа «Брат короля» стала модной, а Мольер прославился как талантливый драматург.

Он нашёл главный ключ к театральному успеху. Герой его пьесы «Школа жён» заявлял: «На мой взгляд, самое важное правило — нравиться. Пьеса, которая достигла этой цели, — хорошая пьеса». Мольер должен писать пьесы, которые нравятся взыскательной парижской публике. И они нравились! Нравились, пока не разразился первый скандал.

В Париже шли торжества, устроенные королём, когда 12 мая 1664 года мольеровская труппа исполнила новое произведение — трёхактную комедию «Тартюф». Молодой Людовик счёл комедию «очень занимательной» — не всякий раз увидишь на сцене издёвки над лицемерными святошами! — но фанатично религиозная королева-мать потребовала её запретить. Церковь проклинала Мольера. Через полтора столетия Наполеон удивится снисходительности Людовика XIV, разрешившего «Тартюфа Споры вокруг «Тартюфа» продолжались столетия… «Тартюф» прославил своего создателя на весь мир.

Мольер смело экспериментировал. Например, по просьбе министра финансов Фуке написал небольшую пьесу (замечательную комедию-балет «Докучные») для роскошного празднества в его загородном замке Во. Позже сам король заказал ему пьесу с модными турецкими танцами! А получился — «Мещанин во дворянстве»… Спектакль был поставлен в загородном королевском замке Шамбо́р в 1670 году. Танцы занимают в этой комедии не много места. Главное в ней… Впрочем, прочтите текст пьесы, и мы с вами поговорим о том, что же в ней главное. Только обратите внимание на представителей молодого поколения в пьесе. Они переросли не только своих родителей, но отчасти и своё время. Люсиль получила светское образование и не собирается повиноваться своему отцу, как в старые добрые патриархальные времена. Её возлюбленный Клеонт, в отличие от господина Журдена, не стесняется того, что он не дворянин. Клеонт не роняет своего достоинства: он уверен, что сделал для государства больше многих бездельников-аристократов. Ничтожными попрошайками на его фоне выглядят граф Дорант и маркиза Доримена, в чьём аристократическом происхождении никто не сомневается. Но обратите внимание, какая композиционная роль в пьесе отведена господину Журдену: герои словно общаются через него, а не напрямую. Их пороки и добродетели проявляются именно в общении с господином Журденом. Конечно, сатирические персонажи у Мольера на первом плане, но всё же они живут в пространстве нового вида драмы — высокой комедии. Замечательно, метко сказал об этом жанре А.С. Пушкин: «…Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров… нередко [она] близко подходит к трагедии».

Герои Мольера, хоть и выглядят забавными или даже нелепыми, всё же искренне уверены в правильности своих идей и справедливости поступков. Их представление о себе и своих делах не совпадает с представлением зрителей, и это один из важнейших путей построения мольеровских комедий. Если же в конце комедии они терпят заслуженное поражение, то зритель воспринимает итог как справедливый. Для персонажа такое поражение — трагическое крушение надежд.

Духовенство не простило Мольеру его комедий. Когда с ним случился приступ во время спектакля «Мнимый больной», друзья поняли, что мучившая Мольера болезнь лёгких на этот раз его не отпустит. Послали за священником, но ни один не пришёл к умирающему. Более того, церковники вспомнили старинный указ и отказались хоронить «актёра» Мольера по христианскому обряду. Вдова обратилась к королю, но даже после его указания архиепископ Парижский разрешил хоронить Мольера только ночью. Сотни людей провожали по ночному Парижу своего любимого драматурга и актёра. Комедиям Мольера была суждена вечная жизнь.

Источник (в сокращении): Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2015

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1665