Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Завещание" (Вийон): описание и анализ произведения из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Завещание» («Le Testament») — произведение французского поэта Ф. Вийона. Сохранилось три рукописных списка XV века. Первое издание стихов Вийона вышло в 1489 г. и за сорок лет повторилось двадцать раз. В 1532 г. поэт К. Маро тщательно выверил новое издание, за девять лет его повторили двенадцать раз. После долгого забвения (единственное издание в 1723 году) к Вийону в 1832 г. вновь возвращается признание, благодаря сборнику аббата Пронсо. С тех пор слава поэта не меркнет. Т. Готье посвятил Вийону эссе, назвав поэта «наиболее полным воплощением народа в ту эпоху», отметив его склонность к сатире и философии. Пушкин писал: «У французов Вильон воспевал в площадных куплетах кабаки и виселицу и почитался первым народным поэтом».

Во Франции XV в. поэзия считалась «второй риторикой», ее отличали «твердые формы» (баллада, рондо, ритурнель и проч.), пристрастие к аллегоризму и сложнейшая формальная организация стихотворных произведений. «Завещание» Вийона построено сложно: оно написано октавами на трех рифмах, в него включены баллады (и среди них такой шедевр, как «Дамы былых времен»), двойные баллады, рондо, версет. С XIII в. французской литературе известен жанр «завещания» — дидактический, изобилующий поучениями, и сатирический, пародирующий юридический документ. В «Завещании» Вийона есть и сатира, и дидактика. Оригинальное звучание традиционных для того времени тем (смерти, суетности мира, тоски о погибшей молодости) обусловлено обстоятельствами, при которых поэт создавал свое творение: Вийон написал его в тюрьме после пыток, приговоренный к повешению. В тюрьму он попал за драку с поножовщиной, после чего ему припомнили и давний грех — участие в ограблении. Вот тогда-то Вийон написал свое «Завещание» и прошение о помиловании. Парламентский суд отменил смертный приговор, приговорив Вийона к десятилетнему изгнанию. Больше о нем ничего не известно.

«Завещание» Вийона поражает своей пронзительностью. Смерть для поэта не литературная условность, не повод для традиционных нравоучений; реальность ее страшила поэта, и он хотел примирить с ней самого себя. На помощь он призвал толпу наследников — всех: близких, дальних, друзей, врагов, и все они были ему равно дороги, ведь они и были его прожитой жизнью. Прощаясь с ней, нищий поэт наделил каждого героя своих воспоминаний несуществующим даром, то шутливым, то издевательским, а кое-кого одарил и настоящими драгоценностями — своими балладами с печаткой-акростихом: Виллон. Серьезную часть «Завещания» составляют «Баллада-молитва Богородице», которую он завещал матери, «Баллада подруге», «Рондо», баллады, написанные для приятелей, «Добрый совет беспутным ребятам» и «Версет», в котором Вийон обращается к Господу Богу.

Вряд ли стоит искать в этих балладах ерничества и двойного смысла; в каждой из них выражена четкая и здравая мысль. Философия Вийона не умозрительна, не оригинальна, она выстрадана им и сродни расхожей житейской мудрости: разгул низких страстей гибелен и для души, и для тела, но иной жизни поэт не ведал, она дорога ему и такая. Он убежден, что не без греха любой живущий в миру и уповать людям остается только на Господнее милосердие.

Конец «Завещания» соответствует юридическому канону: назначен духовник, указано место погребения, написана эпитафия, отданы распоряжения о звонарях, названы те, кто оплатит похороны, и, наконец, Вийон как добрый христианин просит у всех прощения. Но все это не более чем пародия. Истинным концом «Завещания» становится последняя баллада, проникнутая духом неистощимого жизнелюбия. Радость бытия поэт ценит превыше всего. И то, что след поэта, чью биографию мы знаем лишь по судебным документам, после освобождения теряется навсегда, красноречиво свидетельствует об этом.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5837