Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Западноевропейская литература раннего Средневековья: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Литература раннего Средневековья была представлена клерикальной литературой (церковной) литературой и архаичным эпосом. Первая главенствовала, так как основную идеологическую роль в обществе играла церковь. Клерикальная литература была представлена различными жанрами.

Жития святых - короткие рассказы о жизни, благочестивых подвигах и страданиях людей, канонизированных христианской церковью, иногда их называли агиографиями (от греч. "святой" и "пишу"). Источниками житий стали сказания о христианских мучениках Римской империи и тексты Библии, а также апокрифы (от греч. "таинственный", "заветный") - неканонизированные, то есть не признанные церковью религиозные тексты, переводы и т.д. Все они, как правило, создавались по одной схеме: рождение святого в зажиточной семье (мирской соблазн - пользоваться всеми благами жизни), раннее монашество (добровольный отказ от всех соблазнов), мученические подвиги, страдания, смерть, чудеса у гроба святых и, наконец, похвальное слово этим героям. Такие произведения отличались только именами святых. Следует отметить, что жизнеописания святых и мучеников - это не биография или рассказ о жизненном пути в привычном для нас понимании. Поэтому искать в них психологического правдоподобия или реальных заслуг было бы неправильно.

Выделяли три основных типа сборников житий: календарные подборки на целый год - «минеи», которые содержали собрание большого количества житий для церковного богослужения и чтения; «синаксары» с краткими житиями, расположенными в календарном порядке по дням памяти святых; патерики.

Особенности жанра жития заключались в том, что герои всегда изображались идеальными христианами - мучениками, которые добровольно принимали мученический венец. Для раскрытия их внутреннего мира и психологии использовалось множество образных, лирических, драматических монологов, молитв, плачей, размышлений. Поскольку героя изображали в ореоле святости, то использовали религиозную фантастику в описании посмертного чуда, библейские сравнения, цитаты из книг Священного Писания, риторические вопросы и восклицания.

Житийную литературу дополняла весьма распространенная агиографическая - рассказы и повести о святых, чаще всего апокрифического, неканонического характера. В течение всего периода феодализма жития служили церкви и государственной пропаганде. Главная их функция - дидактическая, то есть поучительная.

Патерик - разновидность жития, сборник поучительных рассказов о жизни христианских отшельников и монахов Ближнего Востока и Италии III-VII вв., которые прославились своим благочестием или пострадали за христианскую веру. От житий патерики отличались тем, что в них описывалась не вся жизнь святого - от детства до смерти, а лишь наиболее поучительные фрагменты. Эти рассказы на протяжении многих веков включались в состав различных морально-дидактических сборников. В основе произведений лежало несколько основных мотивов: описание подвигов аскетического самоотречения отшельников; сказания о страданиях грешников на том свете; рассказы об удивительном исцелении больных и о животных, которые помогали отшельникам; рассказы о благочестивых девах, о борьбе монахов с дьявольскими соблазнами. Выделяют Синайский, Египетский, Скитский, Римский, Иерусалимский патерики.

Видения могли быть и знаками благодати, и знаками искушения. Не случайно Киево-Печерский патерик приводил многочисленные истории о том, как в своих видениях монахи лицезрели «ангелов света», которые давали мудрые советы и творили «будто чудеса», но на самом деле оказывались хитрыми бесами. Они наделяли красноречием, знаниями, даром пророчества, а потом забирали душу.

Легенда (от. лат. «то, что нужно прочитать») - разные рассказы религиозного содержания, притчи о животных, о различных культовые предметах и т.д. Содержание значительной части легенд складывалось из библейских сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов. Цель их - воспитывать у людей христианскую мораль.

Исповедь. Это название происходит от христианского обряда церковного таинства - исповеди (покаяние, во время которого верующие открывали священнику свои греховные поступки и помыслы для очищения души от грехов).

Проповеди, гимны, молитвы, поучительные поэмы на библейские сюжеты служили средством для пробуждения милосердия и сострадания к ближним.

Наряду с клерикальной литературой, которая создавалась исключительно на латыни, существовало устное народное творчество, или фольклор, содержащий целостную картину народной жизни в форме героических рассказов о прошлом. Термин «эпос» означал «слово о подвиге». Героический эпос делился на архаический и классический.

В эпоху раннего Средневековья заявил о себе архаический эпос, первые признаки которого появились в древнейшие времена у разных народов. Он существовал в устной форме и был представлен героической эпопеей и песней патриотического содержания с исторической основой, которая исполнялась народными певцами, как правило, под аккомпанемент национального музыкального инструмента. Хотя эпос в каждой стране имел свои национальные особенности, ему были присущи и общие черты:

  • мифологизация прошлого, когда описание исторических событий сочеталось с мифами и сказками;
  • изображение борьбы человека с силами природы, воплощенными в образах драконов, чудовищ и великанов;
  • наделение главных героев - сказочно-мифологических персонажей - необычайной силой и фантастическими способностями (летать, становиться невидимым, уменьшаться в размерах и т.п.);
  • соединение фантастического, необычного с реальной действительностью, историей.

Источник (в переводе): Давыденко Г.Й., Акуленко В.Л. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. - К.: Центр учебной литературы, 2007

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2195