Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

«Вымыслы» (Борхес): описание и анализ сборника

  • Статья
  • Еще по теме

«Вымыслы» («Ficciones») — сборник рассказов Хорхе Луиса Борхеса. Опубликован в Буэнос-Айресе в 1944 г. Сборник состоит из двух частей: «Сад расходящихся тропок» и «Хитросплетения». Первая часть, как и одноименный рассказ, помещенный в ней, посвящена проблемам смысла и смыслов, и границ человеческого понимания. В нее вошел целый ряд знаменитых рассказов Борхеса: «Тлён, Укбар, орбис терциус», «Приближение к Альмутасиму», «Пьер Менар, автор «Дон Кихота», «Круги руин», «Лотерея в Вавилоне», «Вавилонская библиотека» и др. Вторая же, как явствует из ее названия, представляет парадоксальные, а иногда и невероятные истории из жизни людей. Из этой части отметим рассказы «Фунес, чудо памяти», «Тема предателя и героя», «Три версии предательства Иуды», «Юг».

Если «Приближение к Альмутасиму» предлагает новый контекст для постановки практически тех же проблем, что были намечены рассказом «Хаким из Мерва, красильщик в маске» («Всемирная история бесчестия»), то «Сад расходящихся тропок», перенеся «восточного» героя (конкретно — китайца) в европейский контекст, заменяет проблему веры проблемой доверия человека к человеку, а проблему понимания смысла дополняет проблемой взаимопонимания людей, их душевной и духовной близости, и переносит весь конфликт в личностный план.

Рассказы «Тлён, Укбар, орбис терциус», «Круги руин», «Лотерея в Вавилоне», «Вавилонская библиотека» открывают новое направление для поисков автора. Борхес начинает писать подчеркнуто фантастические, условные, аллегорические рассказы. В них возникают более широкие философские проблемы: «Тлён, Укбар, орбис терциус», рассказывая о мире, радикально измененном горсткой интеллектуалов, внушивших остальному населению новые взгляды, по сути, ставит проблему соотношения человеческого восприятия и реальности, получающую более конкретное воплощение в «Кругах руин». Проблема трансформаций и интерпретаций, играющая большую роль в рассказе «Тлён, Укбар...», тоже конкретизируется, но в другом рассказе — «Пьер Менар...», увязывающем ее с проблемой творчества. «Лотерея в Вавилоне», «Вавилонская библиотека» заставляют задуматься о смысле существования человека и даже всего мира.

Во второй части, в рассказе «Три версии...» проблема смысла связывается с религией и религиозным взглядом на мир и ставятся — резко и полемично — в христианском контексте. С точки зрения Борхеса абсолютная вера в некий надмирный идеал не только вредна (Борхес превыше всего ставит исторические по своей природе завоевания и ценности культуры), но и невозможна, в силу словесной природы всех без исключения священных текстов, допускающей множественные и подчас прямо противоположные толкования. Величайшие глубины и высоты духа, с точки зрения Борхеса, кроются в человеческой личности.

В рассказе «Юг», развивающем тему аргентинских памп и гаучо, заметна дистанция от мачистского мифа, некоторое даже недоумение перед ним. Присущее «Мужчине из розового кафе» («Всемирная история бесчестия») любование этим миром более не заметно. Этот рассказ рассматривает также иррациональность действий человека и сложность человеческой психики. Заявленные таким образом темы подхватывают рассказы «Фунес, чудо памяти» и «Тема предателя и героя». В последнем героический идеал развенчивается во имя личностного, даже индивидуалистического восприятия человека.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3893