Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Уильям Годвин: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Уильям Годвин (1756—1836) —сын священника, по окончании духовной семинарии стал проповедником, но в 1781 г. отказался от духовного сана и заявил о себе как атеист. Французскую буржуазную революцию 1789 г. он встретил одобрительно, но проявил себя противником всяческого насилия. Свою личную судьбу Уильям Годвин связал с писательницей М. Уолстонкрафт, поборницей защиты женских прав, и стал отцом другой писательницы, известной под именем мужа — Мэри Шелли.

Критикуя в своих публицистических произведениях современный строй, Годвин противопоставил ему свой идеал утопического миропорядка без частной собственности, чем оказал значительное влияние на своих младших современников, в том числе на революционного поэта-романтика П. Б. Шелли.

Лучшим произведением Уильяма Годвина признан роман «Вещи, как они есть, или Приключения Калеба Уильямса» (1794), высоко оцененный Н. Г. Чернышевским. В нем изображена судьба бедняка, оклеветанного аристократом. В произведении Годвина обнаруживаются все признаки готического романа. Повествование ведется от лица юноши Калеба Уильямса, сына фермера, поступившего в услужение к очень богатому сельскому сквайру Фердинанду Фокленду в качестве секретаря. Невольно он узнает, что у его хозяина есть мрачная тайна, связанная с преступлением. Стремление Калеба узнать причины трагедии превращает преступника в преследователя. Развертывается остроприключенческий сюжет с бегством, преследованиями, с ловко подстроенными ситуациями, в которых жертва гонений подвергается чудовищным испытаниям, лишается покоя. Динамика событий позволяет разглядеть под маской добродетели и благонамеренности достойного гражданина истинное лицо злодея, тирана, тщеславного аристократа Фокленда, чье богатство является лучшей гарантией безнаказанно творить зло... В правовой беззащитности социальных низов Уильям Годвин видел основное зло государственности. Оно само является источником преступлений, так как развращает человеческую личность. «Вот что значит общество! — негодует Калеб, устав от переодевания и гримировки, на что вынуждают его даже те, кто не заинтересован в его преследовании.— Вот эта справедливость — цель усилий разума человеческого! Вот плод размышлений мудрецов, дело, над которым они столько трудились». Парадокс же заключен в том, что Калеб Уильямс, одержав победу, не может удовлетвориться. Победа — насилие над побежденным в рамках той же государственной системы, таит в себе зло не меньше, чем преследования и ненависть. Вместе тем провозглашенное автором утверждение естественного равенства людей от природы, нарушенного социальной несправедливостью, было воспринято Э. Сю, Ж. Санд и многими писателями-романтиками XIX в. В творческом наследии Годвина есть исторические и фантастические произведения, но они не могли подняться до уровня «Калеба Уильямса» — раннего криминального романа, построенного на острой социальной и нравственной проблематике.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 560