Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Трубадуры Средневековья и их Прекрасные Дамы

  • Статья
  • Еще по теме

Провансальских поэтов называли трубадурами (от «прованс» - сочинять, находить). Это были разные по общественному положению люди: среди них встречаем королей, сюзеренов, рыцарей, ремесленников и монахов. Интересно, что сочиняли стихи и женщины (известно 460 имен трубадуров, из них 30 - женские имена). Трубадуры писали не только стихи, но и мелодию к ним, причем повторение использованной кем-нибудь мелодии считалось недостатком. 

Ведущей темой поэзии трубадуров была любовь к госпоже своего сердца. Их любовной лирике была присуща идеализация. Представители Средневековья в земной красоте видели отблеск красоты небесной. Поэтому поэты, воспевая земную красоту куртуазной женщины, вспоминали обязательно об ангелах и небесах, таким образом приближая идеал женщины к сонму ангелов, провозглашая куртуазную любовь священной, ставя ее по ту сторону греха. 

По любовной лирике того времени можно составить представление о внешности женщины эпохи трубадуров. Идеализированная дама сердца была нежной, хрупкой, походку имела легкую, ножки у нее были маленькие, пальцы тонкие и длинные, шея лебединая, золотые кудри спадали до бедер, лицо сохраняло детское выражение, взгляд был стыдливо потупленный. Руки она держала скрещенными на груди, кожа ее была белой, щеки румяными, брови тонкими.

Любовь стала своего рода наукой, знания законов и правил которой были обязательными для влюбленного, тем более для трубадура, который писал стихи. Любовь для него - сила, которая возвышала душу, очищала, совершенствовала влюбленного, заставляя его страдать. Прекрасная Дама занимала в поэзии трубадуров такое место, как в религиозной поэзии Средних веков Мадонна. Только Мадонна находилась в недоступных небесах любви. Уважая Даму как божество, поэт одновременно сохранял верность ей, служил как вассал своему сюзерену, а Дама, со своей стороны, «покровительствовала» ему, защищала его и награждала традиционными подарками (кольцом, лентой или ритуальным поцелуем).

Бытовало мнение, что такой культ женщины придумали и поддержали сами женщины, которые в мире насилия зависели от мужчин, а также что такой культ возник благодаря менестрелям, которые, путешествуя от замка к замку, воспевали хозяйку (муж которой, как правило, отсутствовал) в расчете на службу при ее дворе или по меньшей мере на хороший прием и подарки. При таком культе женщина, которой приходилось терпеть грубость мужа, находила себе утешение. Мужчин тоже увлекала эта фикция, при которой красивая любовь противопоставлялась простонародной.

Источник (в переводе): Давыденко Г.Й., Акуленко В.Л. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. - К.: Центр учебной литературы, 2007

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2072