Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Смерть Артемио Круса" (Фуэнтес): описание и анализ романа

  • Статья
  • Еще по теме

«Смерть Артемио Круса» («La muerte de Artemio Cruz») — роман мексиканского писателя, критика и теоретика литературы Карлоса Фуэнтеса. Опубликован в 1962 г. В жанровом отношении «Смерть Артемио Круса» можно определить как социально-психологический исторический роман, демонстрирующий весь набор художественных средств современной повествовательной техники от бытописательности и документализма до джойсовского «потока сознания».

В романе «Смерть Артемио Круса» Фуэнтеса описывается предсмертная агония Артемио Круса, медленное и мучительное умирание семидесятилетнего старика, мексиканского магната и миллиардера. Причиняющее нестерпимую боль тело уже не принадлежит герою, живо лишь сознание, заставляющее его вспоминать всю прожитую жизнь, оценивая ее по единственно возможной на пороге смерти мерке подлинного и ложного, честного и бесчестного, утерянного и свершившегося. В одном кратком мгновении смерти сталкиваются лицом к лицу два «я» одного человека (Артемио Крус и его отражение, «больной двойник», увиденный в зеркале) — тело и сознание, маска и лицо, человек и его совесть, «я» и «ты» героя, впервые вступившие в откровенный разговор, оценивающие всю прошедшую жизнь героя Фуэнтеса.

Роман «Смерть Артемио Круса» представляет собой непрекращающийся диалог прошлого, настоящего и будущего Артемио Круса, где прошлое («он») вторгается в настоящее («я») и уходит в будущее («ты») переосмысленным и очищенным, выстраиваясь в новую жизнь, где все названо, наконец, своими подлинными именами — ложь, предательство, любовь, власть, измена, утрата, ошибка. Все три времени синхронизируются в романе, сосуществуют в неразрывном единстве, образуя особое неподвижное время, в котором всякое событие может быть многократно проиграно в поисках его истинного смысла (прием совмещения временных пластов — важнейший сюжетообразующий принцип в художественном мире Фуэнтеса). Каждый из временных пластов вычленен не только текстовыми фрагментами — монологами каждого из трех участников диалога (трех ипостасей героя), но и разным типом повествования: «я» — это «поток сознания» умирающего Артемио Круса, представляющий собой бред больного, перемежающийся проблесками сознания, «он» — связное изложение событий прошлого в традиционной форме повествования от третьего лица, «ты» — гипнотически-монотонная речь провидца и прорицателя (неясная, затемненная), предсказывающего герою его будущую, истинную, жизнь (переосмысленные события прошлого изображаются как еще не свершившиеся, а лишь предстоящие — все глаголы употреблены в будущем времени).

Беспорядочное, фрагментарное, на первый взгляд, «вторжение прошлого» подчинено строгой внутренней логике психологического анализа: постепенно, шаг за шагом двигаясь от поверхностного восприятия к сути, проследить жизнь героя по встававшим перед ним ситуациям выбора пути, выстроить иную жизнь, ту, какой она должна была быть, вынуть из глубин памяти то единственное, самое дорогое воспоминание Артемио Круса, которое и есть возможная и должная реализация его жизни. Встреча с сыном, детством становится встречей с самим собой, слиянием трех ипостасей героя («Ты_ умираешь... умер... умру»).

Возвращение в прошлое является в творчестве Фуэнтеса способом поиска корней и истоков, одинаково важных как для отдельного человека, так и для истории общества. Вспоминая вместе с героем его жизнь (фоном для которой становится история Мексики), писатель по сути говорит о важнейшей теме всей латиноамериканской литературы — поиске национальной самобытности, стремлению к культурной самоидентификации, выбору истинного пути.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2463