Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Похождения Рокамболя" (Террайль): описание и анализ произведения

  • Статья
  • Еще по теме

«Похождения Рокамболя» («Драмы Парижа» — «Drames de Paris») — серия романов французского писателя Поля Алексиса Понсон дю Террайля. Принято считать датой начала работы автора над этими произведениями 1859 г. (точная дата неизвестна). Объединенные общим персонажем, многочисленные романы, входящие в серию, подразделяются на несколько циклов («Подвиги Рокамболя» —1859 г., 22 тома; «Воскрешение Рокамболя» — 1866 г., 5 томов; и др.). Новые книги серии продолжали выходить и после кончины писателя; их публикация завершилась в 1884 г.

Принадлежавший к старинному и знатному, но обедневшему дворянскому роду, Понсон дю Террайль рассматривал литературу как средство получения дохода, позволявшего писателю вести образ жизни, достойный звания виконта. Работая по пять-шесть часов в день над несколькими произведениями сразу, он писал в среднем по 2000 страниц в год; готовые рукописи без исправлений немедленно рассылались в газеты. Такой творческий метод приводил к неизбежным издержкам: подчас автор забывал возраст своих героев, путал подробности, «оживлял» давно умерших лиц; дабы избежать недоразумений, впоследствии Понсон дю Террайль изготовлял восковые фигурки персонажей, указывая на них даты рождения и смерти.

Писатель подражал основоположникам жанра приключенческого «романа-фельетона» — Э. Сю и А. Дюма-отцу. Но творения Понсон дю Террайля лишены социальной направленности «Парижских тайн», а его литературное мастерство бледнеет перед талантом создателя «Трех мушкетеров». Уже при жизни автора «Рокамболя» банальность фраз и множащиеся с каждой новой книгой ошибки и нелепости высмеивались критикой. Но зато писатель владел редким умением заинтриговать читателей дешевых газет острым, увлекательным сюжетом, всегда обрывающимся на самом интересном месте и гарантирующим покупку следующего номера. Так аристократ-беллетрист сумел разбогатеть (вместе с тиражом бульварных листков росли и гонорары) и приобрести популярность в народных «низах».

Написавший огромное количество приключенческих, историко-приключенческих и мистических романов (некоторые из них объединены в циклы: «Тайны Парижа», «Молодость Генриха IV» и др.), Понсон дю Террайль получил подлинное признание и смог войти в историю литературы только благодаря серии романов о Рокамболе, имя которого стало во Франции нарицательным.

Поначалу сын простой служанки Жозеф Фипар, рано покинувший семью, стремится стать профессиональным вором и вступает в ассоциацию злодеев «Клуб Червонных Валетов», где принимает новое имя (слово «рокамболь» имеет во французском языке три значения: сорт лука (чеснока); пикантность; безделушка). Он мастерски овладевает искусством перевоплощения, помогающим герою совершенствоваться в «ремесле». Выдавая себя то за рабочего, то за морского офицера, после ряда захватывающих приключений Рокамболь становится «сыном» убитого главой «Клуба» маркиза де Шамбери и на протяжении трех лет успешно играет роль богатого наследника. Такой персонаж вызывал интерес, но не сочувствие. И тогда автор подвергает своего героя суровому испытанию. Разоблаченный и сосланный на каторгу, Рокамболь осознает всю порочность прежней воровской жизни, раскаивается и после побега превращается в благородного разбойника, отстаивающего интересы обиженных и угнетенных. Новые приключения обретшего сверхъестественную неуязвимость авантюриста полны неожиданных исчезновений и превращений, но сам персонаж обретает несвойственные ему ранее черты борца за справедливость. У изменившегося Рокамболя появляются и новые прототипы: наряду с легендарными Картушем и Робином Гудом, это и герои рыцарских и романтических романов, сражавшиеся во имя идеалов добра. Передоверив функции чистых сердцем мечтателей беглому каторжнику, Понсон дю Террайль отразил возраставшее в эпоху Второй Империи недоверие простых людей к официальным структурам, не способным оградить народ от произвола и нищеты.

Читатели-простолюдины восторженно приняли нравственно переродившегося Рокамболя; они видели в нем своего защитника. Наивную веру во всемогущество этого персонажа отражает ставший хрестоматийным на родине писателя эпизод: во время франко-прусской войны писатель создал отряд «вольных стрелков»; один из его участников, юный крестьянин-партизан Шуретт был тяжело ранен и? умирая на руках плачущего командира, простонал: «Ах, если бы здесь был Рокамболь!»

Литературно-критическая элита Парижа не воспринимала творений Понсон дю Террайля всерьез и видела в них лишь повод для насмешек. В конце XIX в. во французский язык входит слово «рокам-болеска» («rocambolesque»), означающее «неожиданное, захватывающее, но малоправдоподобное приключение». И долгие годы спустя критики исследовали эти произведения лишь в работах, посвященных истории приключенческого или детективного (Рокамболю порой приходилось долго и упорно разыскивать злодеев-обидчиков) жанра.

Но в 1970-х гг., в период возрождающегося интереса к «роману-фельетону», французские литературоведы подвергают сериал научному анализу, посвящают ему статьи и диссертации. Оставшийся неизвестным нескольким поколениям российских читателей (наиболее полное, 15-томное издание «Похождений Рокамболя» вышло еще в 1901 г. и в советскую эпоху не издавалось), Рокамболь сохранил популярность во Франции: книги о нем регулярно переиздаются; они экранизировались в 1914, 1924, 1932, 1946 и 1963 гг.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2648