Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Пьер Мариво: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Пьер Карле де Мариво (1688—1763) родился в семье чиновника дворянского происхождения. Молодые годы его прошли в провинции. С приездом в Париж в 1710 г. начинается его участие в культурной жизни столицы — он издает морально-назидательные журналы, пишет галантные романы в духе испанской традиции, посещает аристократические салоны, сотрудничает с итальянскими комедиантами, для которых сочиняет несколько веселых, остроумных комедий. Драматургический талант Пьера Мариво проявился и в искусстве интриги, которая отличает его авантюрно-приключенческую прозу.

«Удачливый крестьянин, или Мемуары г-на ***» (1736) — роман о деревенском юноше Жакобе, попавшем в Париж. Став лакеем, он с легкостью меняет хозяев, завязывает любовные интриги, пускается на всевозможные хитрости, чтобы выйти в люди. На такой путь толкает Жакоба окружающий его порочный мир, где нет ни чести, ни совести, и в этой игре козырной картой была его притягательная внешность. Повествование ведется от имени главного героя, вспоминающего о прошлом уже в преклонных годах, когда он стал преуспевающим финансистом.

Живое изображение быта и психологизм удачно сочетаются в этом произведении замечательного французского прозаика и драматурга. Роман остался незаконченным: последние три части были дописаны анонимным продолжателем.

«Жизнь Марианны, или Приключения графини де ***» (1741) — это роман-исповедь девушки знатного происхождения, которая оказалась на положении простолюдинки, воспитанницы деревенского священника, затем продавщицы в магазине и противостояла всем соблазнам большого города. Тайна ее происхождения раскрывается только в конце повествования. Автора же больше всего волнуют движения человеческого сердца — о них героиня романа, уклоняющаяся от посягательств развратного старика, своего «благодетеля», говорит то с наивной искренностью, то с назидательностью.

Главные персонажи Пьера Мариво достигают желанного богатства, проникают в высшие слои общества. Однако, как показывает писатель, у привилегированной элиты нет природных преимуществ перед другими слоями населения, есть лишь необоснованная иерархия благ, которая может быть преодолена, ибо ум, доброта, находчивость достойны в не меньшей степени ореола знатности, чем благородство происхождения.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 751