"Парижские тайны" (Эжен Сю): описание и анализ романа из энциклопедии
«Парижские тайны» — роман французского писателя Эжена Сю. Написан в 1842—1843 гг.; впервые опубликован в газете «Журналь де Деба», где печатался с продолжением («роман-фельетон») с 19 июня 1842 по 15 октября 1843 г. 25 мая 1841 г. произошла встреча Э. Сю — известного писателя, ведущего утонченно-великосветский образ жизни — с простым рабочим Фюжером. Способствовавший этому знакомству драматург Ф. Пиа позднее вспоминал, что беседа с представителем пролетариата потрясла Сю настолько, что к концу ее писатель объявил себя социалистом. Считается, что этот эпизод предопределил обращение автора авантюрно-морских и исторических романов к «народной» теме. «Парижским тайнам» суждено было стать самым выдающимся произведением Эжена Сю; в отличие от предыдущих («Атар-Гулл», «Латреомон», «Матильда, или Мемуары молодой женщины» и др.) и последующих («Агасфер» и др.) романов писателя, «Парижские тайны» вызвали широкий общественный резонанс. Обращение Эжена Сю к проблемам жизни простонародья нельзя назвать случайным. Сменив форму правления, революция 1830 г. не улучшила положения низших классов, что способствовало распространению социалистических теорий Сен-Симона, Фурье и их последователей. В 1830-е гг. снискали читательский успех мемуары начальника полиции Видока и каторжника Колле, которые описывали быт, нравы, условия существования уголовников. Социальные вопросы волновали и литераторов: помимо Бальзака, давшего впечатляющие картины парижского «дна» в публиковавшемся с июня 1843 г. романе «Блеск и нищета куртизанок», стоит упомянуть и пьесу Ф. Пиа «Два слесаря», премьера которой послужила поводом к встрече Э. Сю с рабочим. Первоначально писатель ставил перед собой задачу ознакомить высшие слои с положением низших (потому он публиковал «Парижские тайны» не в бульварном листке, а в солидной газете, отражавшей интересы финансовой аристократии). Э. Сю предлагал читателю «совершить экскурсию к представителям этой странной расы, состоящей из заключенных и каторжников, чья кровь обагряет эшафоты»; при этом автор романа сравнивал себя с Ф. Купером, «открывшим» миру североамериканских индейцев. В начале романа главный герой, герцог Родольф, переодевшийся в простолюдина, отправляется в бедняцкие кварталы Парижа (подобные «прогулки» совершал и сам Сю, собирая материал для книги), чтобы помочь найти исчезнувшего сына г-жи Жорж. Благородный дворянин попадает в жестокое царство бесправия и нищеты; на каждом шагу герцога подстерегает опасность, не раз придется ему проявлять отвагу и силу. Первая часть «Парижских тайн» Сю читается как увлекательный приключенческий роман. В процессе переписки с читателями, резко увеличившей тираж «Журналь де Деба», автор пересмотрел свои взгляды на «современных дикарей» — искренне уверовав в возможность исправления человеческих пороков путем улучшения социально-бытовых условий, Сю стремился убедить богачей в необходимости оказать действенную материальную помощь обездоленным. Постепенно менялась роль главного героя в романе: в дальнейшем, используя созданную им тайную организацию, герцог «из-за кулис» воздействовал на обитателей «дна», заставляя их исправляться; лишь изредка Родольф «выходил на сцену», дабы лично покарать отъявленных злодеев. Не ограничиваясь одними расправами, герой-аристократ открыл в столице банк для помощи безработным и основал за городом «ферму для улучшения людей». Во второй части «Парижские тайны» теряют динамизм; нарушая законы авантюрного жанра, Эжен Сю вставил в книгу публицистические отступления, напрямую обращенные к читателю. Писатель мечтал о «союзе труда и капитала», который «должен обеспечить благосостояние ремесленника, не нанося при этому ущерба имуществу богача». С чисто литературной точки зрения, «роман-фельетон» Э. Сю «Парижские тайны» значительно уступает не только реалистическим произведениям основателя этого жанра Бальзака, но и книгам А. Дюма-отца, также в то время печатавшим их с продолжением в газетах. Персонажи Э. Сю схематичны и одномерны; не будучи способным создать живые, полнокровные образы, Сю прибегал к мелодраматической гиперболизации, преувеличивая зловещие черты Поножовщика, Скелета, Сычихи, вдовы Марсиаль и других отрицательных персонажей и подчеркивая тяжесть страданий их жертв. Но заслуга автора в том, что он впервые в литературе дал широкую, объемную панораму жизни социальных низов. Публикация романа стала настоящим событием; выдвинутые Э. Сю проекты реформы пенитенциарной системы обсуждались в палате депутатов, возникали и множились филантропические общества, а в критике немногочисленные отрицательные отзывы тонули в море похвал. Нашумевшему роману уделили внимание Ф. Энгельс и К. Маркс; основоположник «научного» коммунизма отверг «союз труда и капитала» и высмеял попытки Родольфа приобщить негодяев к религии. В России роман высоко ощенил В.Г. Белинский; под воздействием этой книги В.В. Крестовский писал «Петербургские трущобы»; даже Ф.М. Достоевский часто прибегал к приему мелодраматической гиперболизации и положительно отзывался о романе Эжена Сю. Отношение к «Парижским тайнам» в советское время определялось исключительно оценками К. Маркса; роман на долгие годы был выведен из читательского оборота. Обилие диалогов в первой части романа способствовало его инсценировке (премьера состоялась в Париже 13 февраля 1844 г.); «Парижские тайны» неоднократно экранизировались: во Франции с 1912 по 1962 г. по мотивам книги было снято пять кинофильмов (в одном из них роль герцога Родольфа исполнил Жан Марэ), а в 1980-х гг. французское телевидение демонстрировало одноименный сериал. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2745
| |