Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Овечий источник" (Лопе де Вега): описание и анализ пьесы из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Овечий источник» («Фуэнте Овехуна» — «Fuenteovejuna») — «комедия» Лопе де Вега. Написана около 1613 г. и впервые опубликована в 1619 г.

Лопе Феликс де Вега Карпио по праву считается творцом испанского национального театра. Созданный им вид драмы носил название «комедия» независимо от содержательного наполнения, состоял из трех актов, отрицал классицистические единства и часто сочетал комическое и трагическое начало.

«Фуэнте Овехуна» изображает исторические события — восстание жителей местечка Фуэнте Овехуна против командора ордена Калатравы Эрнана Гомеса де Гусмана, описанные в двух хрониках (в «Хронике трех орденов: Сантьяго, Калатрава и Алькантара», составленной лиценциатом Франсиско де Радес-и-Андрада, изданной в 1572 г., и в летописи современника событий Алонсо Фернандеса де Паленсия). Время действия пьесы может быть определено с большой точностью — 1476 г. — и относится к периоду правления так называемых «католических королей» (Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской) и складывания единого испанского государства. Исторический контекст событий, обуславливающий их особый смысл, сыграл немаловажную роль в выборе сюжета. Отступления от текста хроник, допускаемые Лопе — например, эпизоды, демонстрирующие активное участие командора в восстании знати против королей — в значительной степени призваны подчеркнуть именно этот аспект происходящего. Бунт крестьян в этой перспективе символизирует народную поддержу королевской власти.

В пьесе «Овечий источник» Лопе де Вега есть отступления и другого рода: Лопе «переводит» рассказ летописи на язык театра, применяя выработанные в его рамках условности. Насилие над женщиной, к тому времени, стало осмысливаться как знаковое проявление тирании и самовластия. Длинная череда так называемых «дон-жуановских» героев классического испанского театра подчеркивает моральное звучание темы — преступление, совершенное доном Гусманом, в испанском театре XVII века превратилось в синоним греха, архетипическое оскорбление Бога. Отчетливо знаковый, почти аллегорический характер носят и другие элементы композиции пьесы. К ним можно причислить изменение отношения Лауренсии к влюбленному в нее Фрондосо, отсылающее нас к характерному для испанского театра барокко представлению о том, что унижение, столкновение с суровой жизнью, создает из гордячки (излишняя гордость и самостоятельность, по представлениям эпохи, для девушки едва ли приличны) подлинную женщину — скромную, отзывчивую и любящую.

Театральные условности возникают не на пустом месте, за ними обычно стоят идеологемы (часто несущие мощный эмоциональный импульс), характерные для данной эпохи. Понимание отдельных знаковых эпизодов зависит от ясного представления об этих идеологемах. Так происходит со сценой королевского суда. С точки зрения XVII века в целом, и испанского театра той эпохи в частности, король — наместник божий на земле, и как таковой, облечен, в первую очередь, властью верховного судии и арбитра, гаранта справедливости, понимаемой в абсолютных категориях. Но поскольку король стоит на вершине светской пирамиды власти, сакрализация его фигуры влечет за собой и сакрализацию и абсолютизацию светской власти, иерархии, права, и т. д. С этой точки зрения, рассуждающий о «преступлении» крестьян Фердинанд безусловно прав, и наказание, которого, как он считает, достойны бунтовщики, бесспорно справедливо. С другой стороны, определенная аллегоризация образа короля-судии в испанском театре заставляет воспринимать все его решения как правильные и знаковые. Таким образом, отказавшись от расправы над крестьянами (пусть даже с оговорками), король тем самым выявляет их моральную неподсудность.

Однако Лопе де Вега не случайно называют создателем классического испанского театра. В его творчестве вырабатывающиеся условности еще не приобрели характера застывшей самодовлеющей схемы, они являются лишь инструментом в руках мастера, позволяющим нагляднее выразить его мысль. Нельзя недооценивать тот факт, что крестьяне в пьесе «Овечий источник» не раскаиваются и не молят о пощаде. Они побеждают не потому что правы, а потому что тверды и полны решимости, они вынуждают королей признать свою правоту. В пьесе достигается своеобразное «динамическое равновесие»: защищая свое человеческое достоинство и выступив против тирании и попрания законов, божеских и человеческих, крестьяне совершают преступление, король же своим судом утверждает их правоту, но побуждает его к решению не справедливость, а их сила—духовная.

Достоинство и стойкость, с которыми крестьяне отстаивают свои права, а также их отказ признать за собой вину и покаяться, хотя бы номинально, позволили демократической общественности последующих веков усмотреть в этой пьесе тираноборческие мотивы. Именно такому толкованию текста Лопе была обязана своим грандиозным успехом постановка Малого театра (1876 г.), с М.Н. Ермоловой в роли Лауренсии. На сюжет пьесы Лопе де Вега «Овечий источник» композитор А.А. Крейн написал балет. В постановке Большого театра, осуществленной И.М. Чебукиани (1956 г.), партию Лауренсии танцевала М.М. Плисецкая.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
15
Рассказать друзьям:
Просмотров: 19168