Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Остров сокровищ" (Стивенсон): описание романа из литературной энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Остров сокровищ» («Treasure Island») — приключенческий роман Роберта Льюиса Стивенсона, писателя, поэта, драматурга, основоположника неоромантизма в английской литературе. Написан в 1883 году.

Стивенсон родился в семье знаменитых шотландских строителей маяков и непременно стал бы продолжателем их дела, если бы не тяжелая болезнь, поразившая его еще в младенчестве. Пришлось ему вместо настоящих путешествий и приключений довольствоваться воображаемыми, о чем он остроумно и весело рассказал в своих стихах для детей. Правда, когда болезнь отступала, Стивенсон все же отправлялся пешком или на лодке по Франции, Голландии, Бельгии, так что первые из его напечатанных книг рассказывали о путешествиях. Однажды, желая развлечь своего пасынка, Стивенсон нарисовал карту некоего острова, после чего, вспоминая рассказы, услышанные в детстве от моряков и бакенщиков, придумал побывавших на этом острове людей. Присоединившийся к ним отец Стивенсона подсказал название корабля капитана Флинта и содержимое сундука. Так родилось повествование о пиратах, память о которых еще была жива в Англии. Однако Стивенсон показывает не тех пиратов, которые во время вековых войн главных морских держав Англии и Испании выходили на вольный промысел, обогащая себя и своих королей, а последних пиратов, больше похожих на грабителей-мародеров, гоняющихся за добычей, накопленной их знаменитыми предшественниками. Как и должно в приключенческом романе, добро здесь побеждает зло, но, осуждая зло, Стивенсон не скрывает своего восхищения перед одинокими хищниками, одного из которых он и представляет в образе одноногого калеки Джона Сильвера.

Англия была столь славна историческими пиратами, что еще один, литературный, не должен был бы привлечь к себе столько внимания, да еще не угасающего уже больше ста лет. Тем более, что Стивенсон совершает нечто недопустимое для приключенческого романа: мало того, что его повествование изобилует самыми невероятными и нелогичными поворотами, так он еще заранее предупреждает об их последствиях, лишая читателей элемента неожиданности, но, как ни странно, это идет ему на пользу, наверное, потому что убеждает в достоверности происходящих событий. Сильвер словно ожил и стал, может быть, даже реальнее реальных Моргана или Флинта.

Подлый, жестокий, но вместе с тем умный, способный на естественные человеческие чувства и привязанности, Сильвер не похож на своих литературных предшественников, которые представляли собой или совершенных негодяев, или идеализированных героев. Сильвер же, на первый взгляд, похож на добропорядочного англичанина, разве что от него исходит необычайная сила, пугающая и привлекающая не только малолетнего рассказчика Джимми Гокинса, но многие поколения юных читателей, сменяющих друг друга больше ста лет. Осуждая Сильвера, автор тем не менее любуется им и даже позволяет ему скрыться со своей долей сокровищ.

Стивенсона занимала не только идея воссоздания в литературе неоднозначной, сложной личности, но и психологическая загадка привлекательности порока. Образ пирата Сильвера из романа «Остров сокровищ» Стивенсона стал едва ли не первой попыткой приблизиться к ее решению, не прибегая к романтической идеализации. Недаром именно перу Стивенсона принадлежит повесть «Странный случай с доктором Джекилем и мистером Хайдом» (1886), рассказывающая о добродушном Джекиле, который под воздействием наркотиков превращается в отъявленного негодяя Хайда.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1730