Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Описание и анализ романа "Царство земное" Карпентьера

  • Статья
  • Еще по теме

«Царство земное» («El reino de este mundo») — роман А. Карпентьера. Первое произведение, принесшее писателю известность за пределами Кубы, увидело свет в 1949 году, когда автору уже исполнилось 45 лет. Толчком для его написания послужило путешествие на Гаити, которое писатель совершил в 1946 году.

Принято считать, что этот текст, наряду с «Маисовыми людьми» Астуриаса, открыл эпоху нового латиноамериканского романа и заложил основы эстетики «магического реализма», бывшего в 50—70-е гг. одним из магистральных направлений в развитии испано-американской прозы, оказавшей, в свою очередь, значительное влияние на ход мирового литературного процесса. Предисловие автора к «Царству земному» стало своеобразным эстетическим манифестом данного направления. В нем были сформулированы многие основные положения карпентьеровской концепции латиноамериканской самобытности, изложена программа обращения к «чудесной реальности» континента, основанная на использовании индейской и афро-американской мифологии. Теории Карпентьера, нашедшие глубокое художественное выражение в романе «Царство земное», были полемически заострены как против постулатов европейского сюрреализма, так и против господствовавшей в то время в испано-американской прозе эстетики регионализма: «Я понял, что за картиной, созданной «нативистами», скрывалось еще нечто другое, что я назвал бы внутренними связями — контекстами, соотношениями между естественным миром, миром земли, и историко-политической сферой. И тот, кто откроет эти соотношения, создаст настоящий американский роман».

«Царство земное» Карпентьера посвящено реальным событиям истории Гаити второй половины XVIII — начала XIX веков, когда на острове рушилось французское господство и бывшую колонию сотрясали восстания рабов. Однако новаторский подход, примененный кубинским прозаиком, заключался в том, что эти события в романе увидены глазами черного раба-водуиста Ти Ноэля и их восприятие во многом преломлено призмой мифологического сознания: «Все подлинно существовавшее и вымышленные герои этой повести словно бьются в паутине сверхъестественного. На его страницах мир французского Просвещения... сталкивается с могучей и естественной властью магического мира Афроамерики» (С. Буэно). Таким образом, художественная концепция истории, разворачивающаяся в ходе повествования, подразумевает мифологизацию исторического процесса, и этот принцип определяет такое построение текста, при котором, как писал сам Карпентьер, ««чудесное» само собой вытекает из действительности, скрупулезно воссозданной во всех ее деталях». Важным следствием такого подхода является то, что незначительный эпизод американской борьбы за независимость оказывается неразрывно связанным с важнейшими историческими потрясениями эпохи, а образ безвестного гаитянского раба приобретает откровенно символический характер.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2647