Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Описание и анализ романа "451 градус по Фаренгейту" Брэдбери

  • Статья
  • Еще по теме

«451 градус по Фаренгейту» — роман Рэя Брэдбери. Роману предшествовала небольшая повесть «Пожарный», написанная в 1951 году. А в 1953 была опубликована и сама книга, принесшая писателю наряду с «Марсианскими хрониками» мировую известность. Характерно, что оба произведения нельзя отнести к научной фантастике в «чистом» виде — в каждом из них этические проблемы имеют настолько важное значение, что становятся фактически сюжетообразующими, определяя и поэтические принципы.

Структуру романа «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери задает система оппозиций, пронизывающих все повествование: свет и тьма, шум и тишина, суета и спокойствие. Отчасти это отразилось в названии и композиции глав: две из трех построены именно таким образом. В первой — «Очаг и саламандра» — ключевая роль принадлежит амбивалентному образу пламени, раскрывающемуся через данные символы. Саламандра - животное, живущее в огне, — эмблема работы пожарных, которые не спасают книги от пламени, а жгут их. Ей как воплощению деструктивной силы противопоставлен домашний очаг — символ душевного тепла, уюта и спокойствия.

Не случайно именно в этой главе главный герой романа, Гай Монтэг, встречает Клариссу. Ее выразительное лицо и искренность контрастируют с застывшими чертами лица жены Монтэга Милдред, а освещенная теплым светом веранда дома, где беседует семья Клариссы, — с темнотой и холодом его собственной спальни.

С образом очага тесно связан и образ свечи, который также не поддается однозначной трактовке. Во-первых, свеча как естественный источник света противопоставлена искусственному свету электрических огней реклам и телевизионных стен. Во-вторых, пламя свечи ассоциируется в сознании героя с огнем любви (лицо Клариссы кажется Монтэгу освещенным свечой). Наконец, пламя свечи уподобляется вере и верности своим принципам. Женщина, которая, как понимает Монтэг, могла бы быть его другом, произносит слова Латимера перед сожжением на костре, обращенные к Николасу Ридли: «Божьей милостью мы зажжем сегодня в Англии такую свечу, которую, я верю, им не погасить никогда».

Еще один важный образ-символ — маска как необходимый признак цивилизации, где господствует агрессивная посредственность. Брэдбери описывает такой тип общества, основной чертой которого Й. Хейзинга в своей книге «Homo Ludens» («Человек играющий») назвал пуерилизмом — не изжитым синдромом подросткового деструктивизма и эгоизма. Так, Монтэг постоянно чувствует на своем лице судорожную улыбку пожарного как знак его профессии, и только встреча с Клариссой, кажущейся герою старше всей цивилизации «подростков», растапливает эту ледяную неподвижность. Характерно, что лицо его жены также подобно маске, а ее душа, как и души почти всех их знакомых, постоянно ассоциируется у Гая с пустотой.

Вторая глава названа «Песок и сито», что представляет собой указание на тщетность всех усилий наполнить жизнь в этом городе смыслом. Ярким примером этого служит эпизод, когда Монтэг едет в подземном поезде с Библией в руках, но не может понять ни строчки, потому что на него обрушивается оглушительная музыка.

Наконец, третья глава — «Burning bright», название которой имеет несколько вариантов перевода, является скрытой цитатой из стихотворения У. Блейка «Тигр». Здесь происходит окончательная расстановка акцентов, а Гай Монтэг делает свой единственно возможный выбор, становясь на сторону светлого, а не темного пламени. Символично, что именно он возглавляет в финале шагающую под утренними лучами цепочку людей, чья память хранит мудрость и знания книг.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
33
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 33665