Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Об ораторе" (Цицерон): описание произведения из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Об ораторе» («De oratore») — риторический трактат М. Туллия Цицерона. Датируется 55 г. до н.э. Трактат посвящен брату Квинту и написан в трех книгах в форме диалога, участниками которого являются знаменитые ораторы рубежа II—I вв. Антоний и Красс (действие приурочено к 91 г.). Первая книга посвящена предпосылкам ораторской профессии: дарованиям, упражнениям и образованию. Всеобъемлющая образованность, прежде всего философского характера, позволяющая с общечеловеческих позиций относиться к любой частной дисциплине, включающая в себя и правовую подготовку, — таков ораторский идеал Красса. Антоний, напротив, требует от оратора лишь риторических способностей.

Вторая книга также затрагивает вопросы взаимоотношения между ораторским искусством и мудростью. На этот раз Антоний оказывается более восприимчив к идеям общего образования. Он дает детальное изложение трех важнейших риторических дисциплин (inventio — искусство нахождения материала для речи, dispositio — принципы его композиции, и memoria — мнемонические правила), дополненные рассуждениями Г. Юлия Цезаря Страбона об остроумии и экскурсом об историографии. В третью книгу, которую начинает трогательный некролог Крассу, входят рассуждения о стиле и манере изложения. В ней также сказывается основной пафос труда: для оратора мало чисто технических навыков, он должен отличаться высокой моралью и широким философским образованием.

Эта мысль вообще характерна для риторической (и не только риторической) прозы Цицерона. В знаменитой речи «За Архия», которой подражал Ломоносов в оде Елизавете Петровне, он отстаивал свое право на ученый и творческий досуг, служащий как отдохновению, так и самосовершенствованию, необходимому для того, чтобы стать полезным дня общества гражданином (то место, где говорится о пользе наук и к которому как раз и обратился Ломоносов, восходит к Аристотелю). Впоследствии, в трактате «Оратор» (46 г.), в один из тяжелейших для автора и наиболее плодотворных для его творчества периодов он подчеркивал, что тем, чем он является, его сделала не риторическая выучка, а философская школа.

Кроме трактатов «Об ораторе» и «Оратор», где в основном идет речь о технических приемах риторического мастерства, Цицерон посвятил этой теме еще и «Брута» (также 46 г. до н.э.) — краткую историю римского красноречия, предисловие которой послужило основой знаменитого стихотворения Тютчева «Цицерон», не считая юношеских произведений, не столь значительных по своим достоинствам.

Язык и стиль Цицерона представляет собой высочайший образец прозы золотого века. Он отличается полнотой, ясностью, искусным строением периода, соразмерностью и виртуозностью в использовании риторических приемов (в том числе и таких ответственных, как прозаический ритм и клаузулы, включающие в себя стихотворные элементы; последнее, впрочем, характерно больше для патетических мест речей, чем для трактатов). В стилистическом отношении Цицерон отстаивал средний путь, не ограничивающийся ни пышностью и цветистостью азианического стиля (которому отдавал дань его друг-соперник Гортензий, чей некролог помещен в начале «Брута»), ни строгостью и скупостью аттицизма, распространившегося в последние годы жизни Цицерона. Он отстаивал доктрину гибкости и уместности и считал, что о высоком должно говорить высоким слогом, о повседневном — обычным, о низких предметах — соответствующим образом (трудно сказать, восходит ли учение Ломоносова о «трех штилях» непосредственно к Цицерону или же оно представляет вывод новоевропейской риторической традиции, естественно, с тем же самым первоисточником).

Наследие Цицерона исключительно велико, и, как отмечал Ф.Ф. Зелинский, это одна из выдающихся личностей древнего мира как по уровню достижений, так и по сохранности творчества; кроме риторических трактатов, здесь представлены речи (наиболее знаменитые — цикл «Против Верреса», катилинарии, «За Милона», «Филиппики» против Антония), философские трактаты («Тускуланские беседы», «О природе богов», «О пределах добра и зла», «О государстве», «О законах» и др.) и переписка (с Аттиком, с братом, с родственниками; в ней Цицерон гораздо раскованнее и непосредственнее, чем в речах и трактатах); фрагментарно сохранилась поэзия (не пользующаяся признанием и, по-видимому, заслуженно). Влияние Цицерона на европейскую цивилизацию исключительно обширно; пик его популярности — эпоха Возрождения, в то время как в XIX и XX вв. его знают и читают меньше (ср. характеристику героя в одной из начальных строф «Евгения Онегина»).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3239