Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Нана" (Золя): описание и анализ романа из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Нана» («Nana») — роман Э. Золя. С 1868 г. Золя приступил к созданию серии романов «Ругон-Маккары». В плане, представленном издателю А. Лакруа (1869 г.), намечены основные персонажи эпопеи, характеры которых должны были стать художественной иллюстрацией как физиологических, так и социальных законов. В 70—80-е годы, стремясь к всестороннему изображению социальной жизни, писатель решает осветить темы и факты, «запретные» с точки зрения официального искусства. Так возникает замысел романа «Нана» Золя — роман о Париже Второй империи и о проститутке, ставшей символом «эпохи безумия и позора». Роман был закончен в 1878 г. и опубликован в 1880 г. Генетически «Нана» связана с романом «Западня» (1877 г.). Существует гипотеза, что у истоков романа Золя стоит картина Моне «Нана» (модель — Анриэтт Озер).

Нана — главная героиня одноименного романа — дочь прачки Жервезы и кровельщика Купо, история ее взросления рассказана именно в «Западне». Ее личность формируют семья, улица Гут д’Ор, мастерская искусственных цветов, где, казалось, как пишет Золя, девушек развращал сам воздух, и, конечно, соблазны, окружающие их, такие желанные, но недоступные. Как бы настойчиво ни повторял Золя, что Нана имела врожденную испорченность, однако ее падение обусловлено скорее социальными причинами, нежели наследственными задатками или порочными наклонностями. Тяга к роскоши, праздной жизни, богатым поклонникам так велика, что Нана делает своей выбор: она предпочла жизнь полусвета. Только так она может ничему не учиться, ничего не делать, ни о чем не думать.

Убожество внутреннего мира она не могла унаследовать от родителей. Причины, определяющие бедность ее чувств (она так никого по-настоящему не полюбила), скудость интеллекта (его у нее не хватало даже на то, чтобы удержать огромные богатства, попадавшие к ней в руки; находясь на содержании графа Мюффа, она не порывает со сводней Тринон, которая всегда могла ей ссудить несколько франков на мелкие расходы за «сеанс любви»), можно найти в условиях ее существования: их детально воспроизвел в «Западне» автор. История превращения соблазнительной девушки в жрицу любви, у ног которой распростерся весь Париж, не столько ее заслуга, сколько знамение времени. Образ Нана (ударение на последний слог), «богини панели», красота и волнующий зов плоти которой неудержимо влекли всех мужчин, независимо от их социального происхождения и положения в обществе, перерастает постепенно в гигантский символ эпохи Второй империи.

В начале романа Золя описывает, как героиня покоряет зрителей, пришедших на спектакль в «Варьете». Артистическими талантами Нана не обладала, но демонстрация тела в откровенных сценах обольщения (Нана исполняла роль Венеры) безотказно действовала на присутствующих в зале. По мере того как она становилась знаменитой, желающих взять ее на содержание становилось все больше. Ее любовь, всевозможные прихоти оплачивал банкир Штейнер; не жалел своего скромного жалования Филипп Югостон; забыв об осторожности, подписывал для нее векселя скупой Фукармон; Ла Фалуаз, получив наследство, домогался чести быть разоренным ею, видя в этом особый шик: потратил остатки состояния Вандевр. Особое место занимает среди поклонников Нана граф Мюффа, который, будучи представителем новой наполеоновской аристократии, с детства усвоивший кастовые предрассудки своего круга и сознание своего превосходства над окружающими, воспитанный в атмосфере суровой пуританской религиозности (весь Париж твердил «пикантную» подробность его биографии: он не знал женщин до брака) сближается с Нана. В ней он ищет отвергавшееся им ранее сексуальное начало, поэтому Мюффа готов на любые жертвы, тратя на нее фантастические богатства, доверяя ей решение семейных и деловых вопросов, и, наконец, введя ее в свой дом.

Золя настойчиво проводит мысль о внутреннем родстве Нана со светскими кругами. Он подчеркивает сходство графини Самины и Нана, приводит к ним в салоны одних и тех же посетителей, указывает на одинаковые темы разговоров, обращает внимание на респектабельное поведение кокоток и развязное светских дам в обществе. Так становится очевидным разрушительное воздействие полусвета на существующий общественный порядок, автор подчеркивает восприимчивость всех сословий к этому разрушению. Так образ Нана как бы сливается с образом эпохи. Посредством целого ряда символов, сравнений, гротесковых зарисовок, фарсового преувеличения Золя добивается мифологизации образа Нана. Автор сравнивает Нану с животным миром («львиная грива, породистая кобылица»); с мухой с золотыми крылышками. Последнее сравнение, трансформируясь, постепенно наполняется новым содержанием: Нана заражает людей социальными недугами, которые гнездились среди обитателей парижских окраин. Золя, остро реагирующий на изменения устоев жизни общества, деградацию личности 1870-х гг. объясняет воздействием на нее научно-технического прогресса, развитием так называемого общества потребления, в мире которого все превращается в товар, — в том числе любовь, цена на которую зависела от спроса. Так социальное функционирование Нана включается в процесс бурного капиталистического развития империи. Умело организованная реклама сделала из Нана новую звезду; ее особняк свидетельствует о современных формах сексуальной коммерции (кровать из золота и серебра сделана ювелирами в виде драгоценной чаши), а любовь, приравниваемая к сексу, становится составной частью индустрии. В конце Нана умирает от черной оспы. В ее смерти Золя видит двоякий символ: поднявшись волею случая из нищеты, она стала носительницей заразы и зараженной одновременно. Ее убил трупный яд навозной мухи с золотыми крыльями, олицетворением которой она была. С нею гибнет и Вторая империя: крики «на Берлин!», раздающиеся под окнами гостиницы, где умирает Нана, предвещают будущий разгром Империи.

Экранизации романа принадлежат К. де Резо (1918 г.), Ж. Ренуару (1926 г.), Д. Арзнеру (1934 г.), К. Горостице (1942 г.), Кристиану-Жаку (1955 г.).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 4999