Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"На маяк" (Вулф): описание и анализ романа из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«На маяк» («To the Lighthouse») — роман В. Вулф. Вылущенный в 1927 г. «семейным» издательством Вулф «Хогарт-Пресс», он встретил теплый прием в англоязычном литературном мире и был высоко оценен не только восторженными почитателями писательницы (английский прозаик Форд Мэдокс Форд назвал этот роман лучшим произведением английской литературы со времен Джозефа Конрада), но и традиционно враждебно настроенными критиками. Даже А. Беннетт, постоянный оппонент В. Вульф, выступил с хвалебной рецензией, в которой, отдавая должное стилистическому мастерству и виртуозной повествовательной технике писательницы, признал ее умение создавать полноценные, художественно убедительные характеры.

Действительно, несомненной художественной удачей Вулф стало создание живых и запоминающихся образов главных героев: взыскательной художницы Лили Бриско (выражающей жизненное и творческое кредо самой Вулф), болезненно самолюбивого выходца из низов Чарльза Тэнсли, деспотичного и импульсивного профессора Рэмзи (чьим прототипом считается отец писательницы, известный на рубеже веков филолог и историк Лесли Стивен) и, главное, его жены, миссис Рэмзи. Мать восьмерых детей, несущая на себе бремя хозяйственных и семейных забот, она с трогательной самоотверженностью отдает себя служению другим людям.

«Гимн-эпитафия дому, женщине — матери, жене и тем добродетелям, которые делают жизнь людей полноценной и радостной» (Е. Гениева), «На маяк» Вулф интересен еще и тем, что в нем наиболее полно воплотились главные эстетические принципы «королевы модернистского романа» (Н. Валентинова), ранее заявленные в ее программных статьях «Современная художественная проза» (1919 г.) и «Мистер Беннетт и миссис Браун» (1924 г.), в наиболее совершенной и законченной форме были реализованы разработанные ею новаторские средства художественной изобразительности: нарушение привычной согласованности романного повествования (строящегося здесь по законам, напоминающим композиционные принципы музыкального произведения сонатного типа); отказ от событийности и логически развивающихся диалогов, сведение к минимуму внешнего действия (в романе оно протекает в строго ограниченном пространстве, редко выходя за пределы дома и сада на удаленном острове Гебридского архипелага, где проводят летние отпуска семья Рэмзи и их многочисленные гости); передача средствами языка непрерывной мелодии внутренней жизни персонажей, которую слагают «мириады впечатлений, — бесхитростных, фантастических, мимолетных, запечатленных с остротой стали», проникающих в сознание «непрекращающимся потоком бесчисленных атомов».

В центре авторского внимания не череда событий, а развитие переживаний, связь чувств, «молниеносные и сложнейшие движения души» персонажей, сама фактура человеческого сознания: наплывающие друг на друга сиюминутные впечатления и воспоминания, летучие мысли и неуловимые оттенки разнообразных — зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных — ощущений.

Благодаря умелому использованию импрессионистической техники письма, сопряженной с углубленным психологическим исследованием нескольких пересекающихся потоков сознания, гармоничному сочетанию внутренних монологов и несобственно-прямой речи, совмещению параллельно развивающихся рядов мыслей и ощущений, плавным переходам от одной точки зрения к другой Вулф удалось запечатлеть «изменчивый и постоянный дух» глубинного человеческого «я», показать за хаотичностью отрывочных впечатлений и внешне случайных ассоциаций его неразрывную связь с общим потоком бытия.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 11347