Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Мельмот Скиталец" (Мэтьюрин): описание романа из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Мельмот Скиталец» («Melmoth the Wanderer») — роман Чарлза Роберта Мэтьюрина. Начат в 1817 г., завершен в 1819 г., напечатан в 1820 г. в Лондоне. «Мельмот Скиталец» считается последним крупным произведением английского готического романа и стоит в том же ряду, что «Замок Отранто» Хорейса Уолпола, «Старый английский барон» Клары Рив, «Ватек» Уильяма Бедфорда, «Удольфские тайны» Анны Радклифф, «Монах» Метью Грегори Льюиса. Мэтьюрин использовал также художественный опыт Уильяма Годвина (роман «Сент-Леон») и Д. Дидро (повесть «Монахиня»).

Сохраняя признаки «готического жанра» (изображение таинственного, мрачного, зловещего), роман Мэтьюрина обнаруживает сходство с литературой романтизма, выступая как соединение romance и novel. «Мельмот Скиталец» — самая знаменитая книга писателя, вобравшая в себя черты поэтики готической литературы, присутствовавшие в других произведениях Мэтьюрина: романе «Семья Монторио», драмах «Бертрам» и «Фредольфо», а также в исторических романах «Молодой ирландец» и «Милезкий вождь».

Роман «Мельмот Скиталец» (Мэтьюрин) отличает усложненная композиция — основное повествование постоянно прерывается вставными новеллами различного объема. Эти новеллы, обладающие самостоятельным сюжетом, действие которых происходит в разное время (от середины XVI в. до 1816 г.) и в разных странах (Ирландия, Англия, Испания, остров у берегов Индии), объединены образом главного героя, Джона Мельмота, обладающего бессмертием. Оно получено в результате сделки с дьяволом, заключенной на сто пятьдесят лет — и чтобы продлить себе жизнь, Мельмот должен овладеть какой-либо другой душой и отдать ее владыкам ада вместо своей. Потому и скитается он по разным эпохам, обреченный на вечное одиночество. Мельмот, несмотря на совершаемые им беззакония, — жертва дьявольских сил, вынужденная творить зло. Глубокого трагизма исполнен этот образ.

На родине писателя роман был встречен весьма суровыми, а то и уничижительными отзывами: Мэтьюрин обвинялся в подражательстве, невежестве, богохульстве. Однако наиболее глубокие ценители литературы поняли масштаб его дарования. У. Годвин, в частности, замечал: «Если существует писатель нашего времени, к могиле которого я должен был бы совершить паломничество, то этот писатель — Мэтьюрин». С 1830-х гг. нарастали восторженные оценки романа, равно как и его влияние на творчество самых разных писателей: Д. Россетти, Р.Л. Стивенсона, О. Уайлда (особенно это заметно в «Портрете Дориана Грея») в Англии, Натаниэля Готорна и Э.А. По в Америке, В. Гюго, А де Виньи, Ш. Бодлера, О. Бальзака (знаменитая повесть «Прошенный Мельмот») во Франции, А.С. Пушкина (назвавшего роман «гениальным произведением»), М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского в России.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1026