Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Людвиг Тик: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Людвиг Тик (1773—1853) —драматург, поэт и прозаик, родился в семье ремесленника, много сил и энергии отдал переводческой, издательской и театральной деятельности. Благодаря ему на немецком языке выходят «Дон Кихот» Сервантеса, сказки Ш. Перро, драматургия Шекспира, популяризируется немецкий фольклор, издаются Новалис, Г. фон Клейст и др.

Своими сказками и новеллами Людвиг Тик вошел в историю культуры как предшественник романтической беллетристики середины XIX в. Его творчество совпадает с возникновением литературного движения, устремленного в неизведанность будущего. Под внешней простотой повествовательной манеры Людвига Тика скрывается противоречивость тематических, сюжетных и стилистических традиций. Эмоциональная приподнятость без драматичного перенапряжения, антифилистерский запал без ироничной насмешливости не переходят в произведениях Людвига Тика границы незлобивости и мягкого юмора, его повествовательность постоянно удерживается середины между крайностями — философским погружением и житейской суетой.

Наиболее значительным в этом отношении явился его роман «Странствия Франца Штернбальда (Старонемецкая история)» (1798), оставшийся неоконченным. В последней редакции он появился в 1849 г. Это произведение представляет собой то ли житейский разговор, то ли светскую беседу, вовлекающую читателя в раздумья о судьбах искусства, и в то же время являющуюся обрамлением для историй о смятении и неприкаянности человека, выбитого из привычной жизненной колеи, но желающего встать на истинный путь. Идею о неуловимости прекрасного Людвиг Тик вкладывает в слова Дюрера: «Непостижимый дух человеческий бьет ключом и хочет проявить себя на тысячу ладов /.../ и всякий раз остается недоволен, но ничего лучшего найти не может». Собственно, этот поиск побуждает молодого художника Франца, ученика Альбрехта Дюрера, посетить страну живописцев — Италию, обрекает на вечные странствия, во время которых он обнаруживает, что не является сыном того, кого считал своим отцом. Авторский голос звучит как эхо просветительских надежд и интеллектуального скептицизма. Сосредоточенность на чувствах и переживаниях Франца Штернбальда была сопряжена с открытием чего-то неизведанного в человеческой душе. Людвиг Тик следует в известной мере и традиции Ретифа де ла Бретона и Сервантеса, ставя героя в его странствиях в различные ситуации, чтобы он мог убедиться в истинности своего призвания и идеала женщины, царящего в его воображении.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 960