Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Костры амбиций" (Вулф): описание и анализ романа из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Костры амбиций» («The bonfire of vanities») — роман Тома Вулфа. Замысел романа родился как непосредственное продолжение традиций «Ярмарки тщеславия» У. Теккерея, помноженных на особенности культурной, социальной и политической ситуации XX века. Сходство обнаруживает себя уже в заглавии — на языке оригинала «vanity» значит тщеславие (другой вариант перевода звучит как «Костер тщеславий»). Однако впоследствии Вулф отказался от прямого подражания, поскольку ставил себе целью изображение жизни не какой-либо отдельной социальной группы, а жизни всего Нью-Йорка второй половины XX столетия. Подобный замысел потребовал огромной подготовительной работы: роман создавался на протяжении двух десятилетий (с середины 1960-х до 1987 года, когда книга появилась в печати).

В эссе «Охота на миллиардноногого зверя» Т. Вулф подробно изложил те принципы, которыми он руководствовался в процессе создания романа. По словам автора, он ставил целью исследовать, «какие силы давят на сердце индивидуума, белого и не-белого, живущего в мегаполисе последнего десятилетия XX века». Как считает лидер школы «нового журнализма», этого можно достичь лишь базируясь на обширном документальном материале. Вулф был убежден, что будущее художественного романа — это скрупулезнейший реализм, основанный на технике репортажа и показывающий личность в ее нерасторжимой связи с обществом.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что героем романа является не только брокер с Уолл-Стрит, или незаметный судейский прокурор, или спившийся журналист. Главное действующее лицо «Костров амбиций» Вулфа — мегаполис «Рим, Париж, Лондон XX века», город честолюбивых стремлений, магнитная скала, властно влекущая всех, кто борется за право быть в центре событий.

Отсюда вытекает широта географического, событийного охвата и масштабность изображения различных социальных слоев: от шикарных районов Парк Авеню (улицы Всеобщей Мечты, как называет ее один из персонажей) до трущоб квартала Эдгара Аллана По в Бронксе; от преуспевающих дельцов до безработных, от погружения в атмосферу брокерской биржи и до описания работы суда. Преобладание факта над вымыслом приводит к тому, что Нью-Йорк предстает перед читателем отнюдь не как земля обетованная, а скорее как круги ада. Вертикаль от Уолл-Стрит до Южного Бронкса пронизывает весь город, выявляя костры тщеславия, которые горят в душах обитателей каждого уровня. Для них чужие судьбы лишь средство достижения собственных целей.

Подобный подход автора дает возможность еще одного прочтения заглавия романа — «Сожжение сует». Это выражение принадлежит флорентийскому монаху XVI в. Иерониму Савонароле, который призывал отказаться от роскоши, растлевающей душу (центральному герою книги, Шерману Маккою, невольно приходится это проделать). Совершенное преступление (наезд на чернокожего юношу) медленно, но неотвратимо исключает Шермана из рядов «властелинов вселенной», заставляя почувствовать свое одиночество и беспомощность камешка, попавшего в лавину. Реальные события никого не интересуют: судья, отправляющий за решетку мелких жуликов, мечтает о «великом белом преступнике»; чернокожий проповедник, негласный хозяин черного Нью-Йорка, мечтает сместить мэра; опустившийся журналист готов изо всего сделать сенсацию, чтобы поправить свои дела. Судьба Маккоя не более чем карта в этой схватке амбиций.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3835