Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Характеристика сборника "Эдда" ("Старшая Эдда", "Младшая Эдда", "Сны Бальдра")

  • Статья
  • Еще по теме

Основные произведения древнеисландской художественной литературы делятся на три группы: песни «Эдды», поэзия скальдов и прозаические саги.

«Эдда» - сборник песен, частично мифологического и морально-поучительного (дидактического), а частично - героического содержания. Сборник составлен в XIII в. из песен разных времен. Свое название он получила от первого издателя в XVII в., который увидел в ней источник прозаического трактата по поэтике Снорри Стурлусона. Первоначально произведение имело название «Эдда».

«Старшая Эдда» - это 19 героических песен, наиболее популярными из которых являются три песни о Хельги. «Младшая Эдда» состояла из шести песен мифологического характера, которые содержали рассказы о богах и учили жизненной мудрости. Наиболее значительной стала песня «Сны Бальдра». Краткое содержание ее следующее.

Светлом богу Бальдру, сын Одина, снились плохие сны, которые предсказывали смерть. Чтобы спасти сына, мать Фригг взяла клятву со всех живых существ и предметов не вредить ему, забыв при этом опасное растение омелу, которое паразитирует на дубе. Радуясь тому, что Бальдр остается неуязвимым, боги бросали в него различное оружие. Локи сделал копье из омелы и вручил слепому богу. Тот стал, сам того не желая, убийцей Бальдра.

Большое отчаяние охватило асов. С почестями перенесли плоть Бальдра на корабль, составили погребальный костер и отправили его в море. Один, наблюдая, как все тосковали по Бальдру, решил послать гонца к Хеле с предложением выкупа сына из царства мертвых. 9 дней и ночей скакал гонец, пока не достиг реки, отделявшей миры мертвых и живых. Хеле внимательно выслушала гонца и пообещала выполнить просьбу при условии, если все живое действительно будет скучать по Бальдру. Однако светлый бог навсегда остался в царстве мертвых, поскольку нашелся злобный Локи, который превратился в образ богатырши Текке и заверил, что Бальдр никому не нужен ни живым, ни мертвым.

Итак, хотя боги и были могучими, им не удалось избежать человеческих страданий, стать бессмертными. Как и люди, они были разными. Одни несли добро, свет, радость, как Один (отец и родоначальник богов, бог войны, мудрости), Тор (бог грозы, покровитель земли), Фригг (жена Одина, богиня любви, покровительница брака), а другие, как Локи (бог огня), - зло.

Надземному миру богов противопоставлен мир людей - подземное царство мертвых. В нем находились все умершие, кроме героев. Житейская мудрость мифологической песни утверждала: судьба каждого зависит от умения воспринимать жизнь такой, какая она есть, не искушать судьбу даже тогда, когда она благосклонна к человеку. Перед смертью все равны.

Поэзия скальдов пришла в упадок в конце XIII в. В то время в скандинавских землях, особенно в Исландии, расцветала проза - национальная историография и сага. Таким образом, лучшие сказания средневековой Европы получили общечеловеческое значение и стали основой для многих произведений мирового искусства в качестве вечных сюжетов поиска красоты и истины, верности и большой любви, борьбы за независимость.

Источник (в переводе): Давыденко Г.Й., Акуленко В.Л. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. - К.: Центр учебной литературы, 2007

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5359