Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Юхан Август Стриндберг: жизнь и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Юхан Август Стриндберг (1849—1912) — шведский писатель, был сыном разорившегося аристократа и служанки. В Упсальском университете изучал философию, филологию и химию. Порвав с отцом, он оставил университет, увлекся медициной, театром, живописью, скульптурой, историей, перепробовал множество профессий, в том числе школьного и домашнего учителя, помощника библиотекаря в Королевской публичной библиотеке.

Август Стриндберг писал драмы, новеллы, публицистику, критикуя авантюризм предпринимателей, паразитизм аристократии, консерватизм чиновников и т. п. Он выступал за эмансипацию женщин, отвергал монархический режим, поддерживал идеи социализма Н. Г. Чернышевского и Фурье, но не прошел и мимо ницшеанского культа «сверхчеловека», однако демократизм писателя неизменно одерживал верх над индивидуалистическими исканиями. А. Блок утверждал не без основания, что с именем Стриндберга «связаны заметные мысли демократии» и к XX в. он встал в ряд «властителей дум» европейской интеллигенции. В своих произведениях Август Стриндберг следовал принципам реализма, выступая против беспредметной красивости и фальшивой идеализации жизни.

Первый успех писателя — роман «Красная комната» (1879). Это — вызов, брошенный несокрушимости собственнического миропорядка, его мифической благопристойности. Молодой чиновник Арвид Фальк оставляет государственную службу в надежде стать писателем. Вместе со своими друзьями по творческой склонности — художниками, актерами, журналистами, учеными он мечтает о свободе, но вскоре утрачивает юношеские иллюзии в среде стяжательства и лжи, вновь вынужденный вернуться к служебной карьере.

Травля писателя за выпады против политической реакции в Швеции вынудила его покинуть родину, и с 1883 по 1898 г. Август Стриндберг скитался по разным странам Европы, не оставляя, однако, своей творческой деятельности.

С косной обывательской средой вступает в конфликт молодой предприимчивый Карлсон — герой романа «Жители острова Хемсе» (1887). В усадьбе богатой вдовы Флуд он устраивается работником и быстро превращается в незаменимого человека, подлинного хозяина, что наводит престарелую хозяйку на мысль соединить с ним свою судьбу и составить завещание на его имя. Рассказывая затем историю запутавшихся отношений Карлсона с обитателями усадьбы, писатель показывает драму одиночки, чья одаренность вступила в противоречие с его хищнической, потребительской натурой и беззастенчивостью, привела к моральной и физической гибели.

В числе глубоко психологических романов писателя выделяется «Слово безумца в свою защиту» (1897). Это исповедь Акселя о его мучительной любви к замужней женщине, баронессе, о женитьбе на ней, что принесло ему не только радость, счастье, но и душевные страдания и унижения, породило чувства противоречивые, способные довести до безумия. События происходят в Швеции и других странах Европы, где семейные дела Акселя превращаются в широкий поединок горечи и страсти, оскорбления и прощения, как бы развивая дальше ситуацию андерсеновской сказки, когда «свинопас стал супругом принцессы». Замысел романа связан с решением Августа Стриндберга опубликовать свою переписку с женой, чтобы объяснить причины их развода. Но эпистолярная форма не дала решения поставленной задачи, идея исповеди оказалась наиболее удобной для выяснения ситуации «психологического убийства».

В 1898 г. писатель возвратился в Швецию, чтобы продолжать поиски путей социального и эстетического обвинения, которые проходят у него, под знаком теории и практики «камерного театра». Такой поэтике творческого видения оказался созвучным его другой роман-исповедь «Одинокий» (1903), раскрывающий предысторию одиночества человека, наделенного даром любви, сочувствия к чужому страданию и погружающегося в века человеческой истории, в книги, чтобы пережить настоящие чувства.

В литературном наследии писателя — два цикла новелл, вышедших в 1884—1886 гг. под заглавием «Браки» («Любовь и хлеб», «Исполнение долга», «Кукольный дом», «Осень», «Поединок»), исторический цикл «Судьбы и приключения шведов», сложившийся к 1904 г. («Высшая цель», «Триумф», «Последний выстрел», «Ночное бдение»), цикл басен 1885 г. («Священный бык, или Торжество лжи», «Здоровая кровь»), сказочные сборники «Фигервин и Скамсунд» (1902) и «Сказки» (1903).

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 699