Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Источник знания" Дамаскина: описание произведения из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Источник знания» - религиозно-философский труд Иоанна Дамаскина. Представляет собой первый систематический учебник христианского богословия. В нем собраны основные знания и понятия того времени, подводится итог нескольких веков деятельности отцов церкви и вселенских соборов. Благодаря огромной популярности «Источника знаний» среди богословов как христианства Востока, так и Запада сохранилось большое количество средневековых списков, на основании лучших из которых в 1748 г. в Вероне был издан канонический текст.

Сведения о жизни Иоанна Дамаскина весьма скудны. Житие святого, написанное в X—XI веках, полно полулегендарных подробностей, и отделить правду от вымысла в нем трудно. Известно, что отец Иоанна был крупным чиновником при дворе дамасского халифа, но исповедовал христианство. Иоанн, наследным прозвищем которого было имя «Мансур» (в переводе с арабского значит «победитель»), получил блестящее образование и унаследовал должность отца. Однако его политическая карьера не состоялась: на самом ее взлете он, отпустив на волю всех своих рабов, удалился в монастырь св. Саввы в Палестине, где до конца своих дней спокойно занимался сочинительством, создавая философские трактаты, вдохновенные послания и песнопения, до сих пор звучащие в православной церкви. В самом начале иконоборческого спора Иоанн первый и, фактически, единственный возвысил свой голос в защиту икон, немедленно после их запрещения императором Львом III Исавром. И «Три слова против порицающих иконы» Иоанна Дамаскина стали самым ярким свидетельством в защиту православия. Но в историю богословия Иоанн вошел прежде всего благодаря своему догматическому своду «Источник знания».

Точное время написания этого труда неизвестно. Вероятно, создавался он в течение последних десятилетий жизни святого. Написан по-гречески в прекрасном византийском стиле и посвящен Косьме Маюмскому, с которым Иоанн учился наукам в Дамаске. «Источник знания» состоит из трех неравных частей. Первая — «Диалектика» — представляет собой изложение логики, философии и физики по Аристотелю, Немедию и Порфирию. В ней, в частности, проводится мысль, что логика, как и философия, является основным орудием богословия. Позже эта идея легла в основу западной средневековой схоластики. «Диалектику» можно охарактеризовать как естественное богословие, попытку использования данных естествознания в богословских целях. Вторая часть — «Список ересей» — показывает историческое развитие христианской догматики в борьбе с ересями. Список содержит 103 названия, причем первым в нем стоит варварство, за ним скифство, эллинизм и иудаизм. Под номером 101 проходит ислам. Интересно, что в число ересей включена и ересь «гносимахия», то есть «вражда к познанию». Но особенно важной является третья часть «Источника знания» — «Точное изложение православной веры». Это первый опыт христианского научного богословия. Св. Иоанн не внес в богословскую теорию новых идей — он систематизировал предыдущий святоотеческий опыт. В книге слышны отголоски недавних бурных христологических споров, но изложение самых острых тем (о Троице, о божественной и человеческой природе Христа) отличается четкостью и ясностью.

Иоанн Дамаскин традиционно считается завершителем патристики и предтечей схоластики. Но в Византии он последователей фактически не имел. Еще при жизни Дамаскина его труд был переведен на арабский язык. В X веке был выполнен перевод «Диалектики» и «Точного изложения...» на славянский. В 1150 г. по указанию папы Евгения III «Точное изложение...» было переведено на латынь, правда перевод изобиловал ошибками и неточностями. Тем не менее он оказал огромное влияние на сочинения Петра Ломбарда и Фомы Аквинского. В 1834 г. вышел первый полный перевод «Источника знания» на церковнославянский язык, выполненный архиепископом Амвросием, а в 1844 г. был издан русский текст «Точного изложения» (издательство Московской духовной академии).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1765